Особенности управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях

Разговор о формировании культуры руководителя современного учебного заведения следует начать с формирования общей личностной культуры или, как определяет К. Корсак в статье "Новому веку новую ориентацию содержания школьного образования", современной цивилизационной компетентности.

Без культуры не может быть демократизации и, соответственно, не может быть целенаправленной работы по созданию правового демократического государства.

Культура - понятие достаточно сложное, имеющее все признаки целостной динамической системы, состоящей из многих структурных элементов, или компонентов, находящихся в определенных связях и взаимозависимости. Она представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики.

Системностью определяется и само понятие "культура управленческого труда", которая включает такие ее разновидности: общая или общечеловеческая, культура, культура политическая, правовая, эстетическая, педагогическая с ее многими оттенками в зависимости от типа и специфики учебного заведения. Разнообразие же видов культур, как и различных сфер их применения, а также численность форм управленческой этики требует, конечно, системного подхода и анализа, без которых управление обществом сегодня практически невозможно. Плюрализм мнений, политических дискуссий, широкая полемика о путях дальнейшего развития страны обнаружили отсутствие как общей, так и управленческой культуры у большинства руководящих кадров, что отрицательно влияет на темпы и характер реформы общего образования [23, 83].

По нашему мнению, дефицит культуры, отсутствие ее приоритета в обществе является одной из причин "торможения" перестройки образовательной системы и, прежде всего, ее основного звена - средней общеобразовательной школы. Объективный анализ реального состояния дел в этой системе свидетельствует не только о разрыве связей между отдельными ее звеньями, но и о серьезных нарушениях "стыковки" между ступенями самой школы. Это требует создания отработанной системы управления средним образованием, ликвидации ее промежуточных звеньев, устранения дублирования и прочее. Возрастает необходимость резко повысить квалификацию и культуру труда управленческого персонала и, в первую очередь, руководителей школ [29, 116].

Культурно работать - это значит уметь правильно расставить кадры на решающих звеньях, работать творчески, с перспективой, всегда видеть конечную цель и выбирать наиболее рациональные методы ее достижения. А для этого надо постоянно учиться, настойчиво овладевать научными принципами управления, умело руководствоваться ими в своей управленческой деятельности.

Культура управления школой, отмечал профессор Ю.А. Конаржевський - это выполнение администрацией совокупности требований, предъявляемых к процессу управления, обусловленных нормами морали, этики, эстетики, права, принципами организации и технологии управления [57, 59].

Попытаемся дать краткую характеристику тем из них, которые соответствуют более общему понятию "педагогическая" или "профессиональная", культура и требования которых должны распространяться на каждого руководителя школы.

Во-первых, общая, или, как принято говорить, общечеловеческая культура (порядок рассмотрения компонентов не означает и приоритет предыдущих пал следующим). Под общей культурой понимают наиболее простую форму "культурности", когда; человечный получила определенное образование, усвоил некоторые правила этикета и достигла соответствующего и уровень в пользовании ими. Безусловно, для руководителя современной школы этого уровня явно недостаточно. Он должен быть носителем высокой общечеловеческой культуры, которая определяется, прежде всего, настоящим интеллектуальностью и высокой духовностью. Носитель этой культуры должен иметь высокую нравственность, широкий кругозор, глубокую эрудицию, настоящие понятия о чести, совести, общественное мужество, уметь владеть собой в любой, даже экстремальной ситуации [36, 109].

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Меню