Особенности управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях
Безусловно, такой человек, а тем более руководитель, не может быть автократом, только администратором; ей совершенно не свойственные диктат, окрик, высокомерие и другие качества, характерные для отжившей командно-бюрократической системы.
Как ни парадоксально, но даже в условиях научно-технической революции, когда непомерно возрастает роль человеческого интеллекта, вопросы образования и культуры постоянно отодвигались на второй план. Так возник тот пресловутый "остаточный" принцип финансирования, который, по сути, и привел эти отрасли до кризисного состояния. Недавно введены курсы основ эстетики, этики, основ экономических знаний и семейной жизни отнюдь не решили всех вопросов, связанных с культурным становлением личности школьника, поскольку не охватывают всех проблем этой широкой сферы человеческих отношений.
Культура общения. Сегодня эти слова звучат на разных уровнях, их повторяют не только педагоги, для которых этот аспект является обязательным атрибутом их профессии, но и философы, социологи, экономисты, руководители предприятий и представители управленческой науки. И это не случайно, поскольку новейшие социологические исследования показывают, что плохое настроение не только отрицательно сказывается на работоспособности человека, но и значительно снижает производительность его труда.
Культура общения невозможна также без высокой культуры речи руководителя, безупречного знания украинского языка. Язык является важной формой человеческого общения, и мы не должны забывать об этом в своей практической деятельности. Огромную роль живого слова учителя неоднократно подчеркивал выдающийся украинский педагог А.С. Макаренко, который считал слово важным инструментом педагогической техники. Без овладения этой техникой сегодня не может быть настоящего руководителя.
Среди разнообразия черт и факторов, которыми характеризуется всесторонне и гармонично развитая личность, важное значение, особенно для руководителя, имеет эстетическое, или художественная, культура [50, 127]. Эстетическое воспитание, как и культура вообще, не следует отождествлять с полученным образованием: можно быть образованным, но невоспитанным человеком, ибо воспитанность и образованность - это совершенно разные понятия. Воспитанность проявляется в действиях и поступках человека, она свидетельствует о его нравственности, о том, что знание не только усвоены, но и стали внутренними убеждениями, вошли в привычку, стали, как говорят, "второй натурой".
Первостепенное место в эстетическом воспитании занимает формирование культуры чувств человека, оно должно проводиться путем эмоционального воздействия и способствовать формированию навыков и привычек высокой нравственности и поведения.
Таким образом, эстетическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры руководителя, закономерное выражение его интеллекта, образованности и воспитанности. Развивать эту культуру, постоянно воспитывать в себе эстетические вкусы и взгляды на окружающую действительность и процессы, происходящие в ней, не просто пожелание, а обязательное требование к современному руководителю.
Только такой руководитель сможет по настоящему оценить роль художественных основ в деятельности своего коллектива, включая оформление рабочих мест с учетом требований дизайна, интерьера, освещения, цвета и даже музыкального сопровождения. Ведь специальные исследования показывают, что все эти условия в значительной степени повышают производительность труда, сохраняют работоспособность и здоровье работников.
Очень важным аспектом профессиональной пригодности любого руководителя, в том числе и директора школы, является правовая культура, знание им юридических основ управления. Прежде всего не касается трудового законодательства, соответствующих нормативных документов, регулирующих труд учителя и других работников школы, умение в каждом отдельном случае выбрать из Кодекса законов наиболее эффективное средство для воздействия на подчиненных. Правовые нормы охватывают чрезвычайно и широкий круг управленческих решений руководителя, начиная с трудоустройства и заканчивая увольнением того или иного сотрудника с должности, которую тот занимает. И в каждом отдельном случае, прежде чем принять соответствующее решение, следует глубоко проанализировать ситуацию. Очень часто, пренебрегая этим требованием, руководители школ, будучи неграмотными в юридическом плане, допускают серьезные ошибки при оформлении приказов, распоряжений или других правовых документов. Как результат этого возникают нежелательные, экстремальные условия, что часто приводит к дестабилизации обстановки, нарушения нормального психологического климата и соответствующей атмосферы в коллективе [66, 61].