Особенности управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях
Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить деятельность двух руководителей, которые придерживаются разных позиций. Если у одного все нормативные и другие документы находятся, так сказать, под рукой, в компьютерной базе данных, что позволяет "фильтровать" и обрабатывать в любое время необходимые данные, то он экономит свои силы, энергию, автоматизируя рутинную работу руководителя по поиску и обработке управленческой информации.
И, наоборот, достаточно "прохронометруваты", сколько драгоценного времени тратит на эти же дела небрежный, "несобранный" руководитель, который толком и не знает, где что хранится, что уже сделано на выполнение того или иного документа и прочее.
Это пример педагогической и управленческой культуры руководителя любого ранга. Как правило, в таком положении часто оказываются те из них, кто не смог "опуститься" до таких "мелочей", как "документа-листика", переадресовывая все эти заботы своим заместителям. Такое "делегирование" полномочий со стороны директора обычно приводит к тому, что при отсутствии заместителя, он не обладает необходимой информацией и, соответственно, не может решить ни производственного вопроса. Постепенно такой руководитель все дальше отходит от своих непосредственных обязанностей и становится ненужной в школе человеком, фактически теряет право на руководство людьми.
Чтобы избавиться названных недостатков и вовремя избежать неизбежного в таком случае финал, руководитель должен с первых дней своей работы обеспечить четкую, безупречную и удобную систему документалистики, наличие которой является одним из показателей высокой культуры управленческого труда [88, 95]. Не менее важным фактором является также культура условий труда, которую часто отождествляют с НОУП (научная организация управленческого труда), т.е. с более широким понятием. В данном случае мы говорим только о научных основах управленческого труда руководителей школы, деятельность которых направлена на создание оптимальных условий для нормальной работы всего коллектива, в том числе руководящего персонала, учителей, учеников.
От удобства расположения, оформление, оборудование учительской, классов, кабинетов и других школьных помещений во многом зависит эффективность работы каждого члена педагогического коллектива, не говоря уже об учениках. Поэтому; приступая к выполнению своих служебных обязанностей, директор, в первую очередь, должно позаботиться о создании соответствующих условий для высококвалифицированной работы своих коллег.
При этом необходимо учитывать современные требования к интерьеру служебных и классных помещений, избегать всего лишнего, помня, что простота и деловитость в оформлении каждого кабинета должна согласовываться с комфортабельностью, оснащением необходимой литературой, оргтехникой и другим оборудованием, что помогает оптимизировать работу руководителей школы, педагогов и учащихся. Директор современной школы - это не просто должность руководителя, но и большое педагогическое искусство. Работа руководителя любого коллектива сложна и ответственна, у директора школы - особая миссия. Сегодня он призван сочетать в одном лице учителя, методиста, государственного инспектора, хозяйственника, организатора учебно-воспитательного процесса, чуткого и внимательного наставника детского и взрослого коллектива. Это требует не только всесторонних знаний, совершенного владения наукой управления, но и высокой профессиональной культуры, подлинной самоотверженности и безграничной ответственности за порученное дело [91, 62].
Работа директора школы сегодня требует нового мышления, что связано с проникновением менеджмента в управленческую деятельность руководителей общеобразовательных учебных заведений. С позиций внутришкольного менеджмента важны переориентация управления по образовательных процессов на развитие человеческого потенциала, который осуществляет эти процессы. Важным является создание своеобразной "кадровой политики" даже в маленькой школе. Первостепенное значение имеет формирование внутренне школьной культуры: видение своей миссии, осознание целей, создание своей системе ценностей, которая имеет социальное значение, обеспечение высокой мотивации управленческих действий и т.п Для этого, прежде всего, нужно предоставить каждому руководителю общеобразовательного учебного заведения соответствующее управленческое образование.