Особенности управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях
Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой. В процессе управленческой деятельности руководитель школы усваивает новые теории и концепции управления, овладевает управленческие навыки и в зависимости от степени их применения в практической деятельности они оцениваются им как более-менее значимые. Идеи, концепции и знания, которые имеют в настоящий момент большую значимость для эффективного управления, выступают как управленческо-педагогические ценности. Ценности управления педагогическими системами разнообразны.
Научно обоснованное определение цели и конкретных управленческих задач - это основа осуществления планирования, организации, стимулирования, текущего контроля, регулирования всех звеньев деятельности школы, в том числе и управление персоналом, анализ ее результатов. Анализ научных работ показывает, что непродуманное определение цели и конкретных задач в деятельности школы на практике приносит учащимся, учителям, родителям, самому управлению педагогическим процессом чрезвычайно много вреда, обусловливает нервозность и конфликтность в коллективе. На практике мы еще нередко сталкиваемся с постановкой проблем, нереальных для выполнения в существующих условиях функционирования отдельной школы. Например, предлагаемая руководителем школы вообще-то благородная и прекрасная цель ее деятельности - "от творчески работающего учителя - к творчески работающего коллектива", без соответствующих условий (отсутствие надлежащих творческих способностей, достаточной материально-технической базы, уровня подготовленности учащихся, наконец мотивации и элементарного стремление отдельно взятого учителя и коллектива учителей) превращается в тяжкое бремя для самого руководителя школы и всего ее коллектива. Нечеткая и нереальна определенность цели управления педагогическим процессом уже на его начальном этапе обречена на неудачу [70, 51]. Процесс управления, как известно, предусматривает ряд функциональных обязанностей руководителя, в том числе определение целей, задач, стоящих перед коллективом; выработка определенной программы предстоящей работы, организационных мероприятий по его выполнению и, наконец, систематического контроля, который сопровождается оперативным регулированием. Понятно, что каждая из этих функций требует высокой исполнительской культуры, целиком и полностью зависит от наличия определенных знаний и умений у руководителя школы, а также его ближайших помощников, от мастерства и педагогического таланта работать с людьми. Руководитель коллектива должен понимать, что человек - система более сложная, чем любая кибернетическая конструкция, и она требует подлинного культурного обращения к себе.
Существенным элементом управленческой культуры есть четкий режим работы администрации школы, высокая культура приема посетителей, проведения всевозможных совещаний и заседаний, рассмотрение писем и устных заявлений родителей, разговоров по телефону и ряда других мер, определяющих сложное и многогранное жизни школы. Для того, чтобы руководитель мог оперативно управлять этим процессом, он должен четко представлять каждое звено этой сложной социальной системы, владеть искусством системного подхода и анализа, т.е. системного видения управляемого объекта.
Не менее важными аспектами управленческой культуры является культура документации и культура условий труда.
Культура документации, как известно, во многом зависит от правильного оформления и круговорота всех входящих и исходящих документов, включая внутреннюю информацию, формы и методы ее учета, обработки, хранения и, конечно, использование [83, 240]. Не следует забывать, что высокая культура работы с документами является залогом высокой исполнительской дисциплины и руководителей, и подчиненных. Особенно большое значение имеют эти вопросы для экономии рабочего времени - одного из важнейших факторов научной организации труда.