Особенности управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях
Современная наука утверждает, что способности к педагогической деятельности (талант, призвание, задатки) - это важная предпосылка овладения педагогической деятельностью, однако не является решающим профессиональным качеством.
Можно иметь хорошие задатки, но так и не раскрыть их, и, наоборот, казалось бы, человек и не выделялась выдающимися способностями, но при настойчивой, целеустремленной, творческой работы окрепла, вознеслась к вершинам педагогического и управленческого мастерства [90, 29]. Вступление в Болонский процесс требует пересмотра концептуальных основ учебного процесса на всех уровнях. Особенно это касается средней общеобразовательной школы, поскольку именно она закладывает фундамент нашей страны, жизненную компетентность ее выпускников. Именно из школы начинаются истоки новых технологий, новых направлений научного знания, нового миро представления и миропонимание граждан. Школа начинает духовное возрождение украинского народа, формирует новую личность, которая способна активно и творчески реализовывать как собственный так и общегосударственный потенциалы. Именно в школе закладываются основы украинского гражданского общества, правового государства, основы прав и свобод каждого человека, стремящегося к саморазвитию и духовного совершенствования.
Все это настоятельно требует существенных изменений в организации деятельности и функционировании всех учебных заведений, а особенно - общеобразовательных. И здесь на первый план следует управленческо-организаторская и координационно-контрольная деятельность руководителя школы. В нынешних условиях эта деятельность четко приобретает характер менеджменства - современного процесса планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для формирования и достижения высокого уровня деятельности конкурентоспособного среднего общеобразовательного учебного заведения [109, 82].
Очевидно, что в данном процессе ключевой фигурой является личность директора. Развитие принципиально новой системы образования предполагает и новые, модернизированные, инновационные свойства управления учебным заведением, генерируемых его руководителем.
Современный директор должен быть не простым реализатором нормативных документов и указаний, а деятелем, который способен не только объединить коллектив вокруг новых задач, генерировать новые идеи и достичь новых результатов за счет оптимизации и кооперации имеющихся ресурсов, постоянно нацеленных на саморазвитие, но и предусматривать последствия деятельности учебного заведения, его влияние как на учеников - будущих граждан страны, так и на саму страну. В Большом толковом словаре современного украинского языка отмечено: "Управлять - направлять деятельность, работу кого -, чего-либо быть во главе кого-то, чего-то; управлять" ".
В.Г. Афанасьев трактует понятие "управление" как "совокупность определенных действий (операций), которые осуществляют субъекты управления с целью обеспечения преобразования движения к заданной цели" [82, 54].
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури считают "управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации" [74, 220].
В том же большом толковом словаре современного украинского языка отмечено, что "Менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления с целью повышения эффективности, увеличения прибыли" Руководство школой - это не только сложная и многогранная сфера деятельности ее директора, в которой сочетаются аспекты организационного, педагогического, социального, психологического и технического характера. Сегодня это процесс перевода сложной динамической системы, какой является школа, в более высокое качественное состояние, что соответствует общеевропейским стандартам.