Внедрение коучинга менеджмента и его оценка методом «360°» для повышения эффективности деятельности персонала на ОАО «Ливгидромаш»
Когда квалифицированный сотрудник, замечательный специалист, например инженер, получает предложение стать руководителем, обычно он соглашается на эту должность, потому что в обществе существует представление о естественном стремлении людей к карьерному росту. Следовательно, предложение о повышении воспринимается человеком именно как продвижение по жизни, и с таким утверждением трудно спорить.
Попытаемся рассмотреть ситуацию с другой стороны: допустим, вышеназванного специалиста ОАО «Ливгидромаш» назначили начальником отдела, в котором работает девять человек. Согласно канонам управленческих наук «норма управляемости» соблюдена, т. к. имеются определенное положение о подразделении, должностные инструкции, планы отдела, которые разработаны в соответствии с планами организации. Однако новый руководитель работает до ночи (раньше он в 18:00 уходил домой), рассказывает жене, которая злится на то, что он приходит после десяти часов вечера и не уделяет внимания семье, детям, что он трудится за всех. Такой начальник смотрит на своих подчиненных как на несообразительных и невосприимчивых людей, а на «летучке» у руководства, получая выговор за то, что его отдел опять что-то не сделал, говорит о том, что он выполняет свои обязанности, а подчиненные не справляются с поставленными задачами.
Опыт показывает, что причины возникновения подобных проблем заключаются в следующем. Учась в разных школах, начиная со средней и заканчивая высшей, люди редко осваивают знания, умения и навыки (ЗУН), необходимые для того, чтобы стать хорошими управленцами. Выпускники институтов - юристы, инженеры, медики и другие профильные специалисты- не имеют квалификации «руководитель».
Менеджер - наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. К числу менеджеров относятся линейные и функциональные руководители организации или ее структурных подразделений [38].
Основная задача менеджера на ОАО «Ливгидромаш» состоит в том, чтобы цель, которая поставлена перед структурным подразделением, была достигнута усилиями персонала. Проследим цепочку, которая должна возникнуть, чтобы результатом работы сотрудников было выполнение задачи, стоящей перед отделом.
Менеджеру на ОАО «Ливгидромаш» надлежит выполнить следующие действия: суметь поставить задачу перед сотрудником; организовать выполнение задачи; проконтролировать достижение результата.
Однако в процессе реализации данной триады могут возникнуть определенные проблемы: сотрудник может либо понять, либо не понять задачу, в зависимости от взаимоотношений с руководителем работник либо решится уточнить формат задания, либо не решится. Менеджер либо удостоверится, что сотрудник понял задачу, либо (как в большинстве случаев бывает) просто решит, что задача работнику ясна. Такая уверенность руководителя объясняется отсутствием вопросов со стороны подчиненного и представлением о том, что с любым человеком можно взаимодействовать и надеяться на то, что результатом общения будет некий полезный итог.
Тем не менее, все люди разные, каждый человек уникален. Существуют некоторые типологии, основная цель которых - объединить людей в группы для приблизительного прогнозирования человеческого поведения.
Примером могут служить столь распространенные в мире гороскопы, однако подобные обобщения очень условны [38].
Необходимо отметить, что почти в каждой организации периодически наблюдается одна и та же картина: сотрудник что-то делает, предъявляет полученный результат начальнику, который в свою очередь начинает исправлять ошибки, еще раз объяснять работнику задачу и постепенно раздражаться. Подчиненный приносит исправленный вариант, а руководитель видит, что итог вновь не соответствует поставленной цели, поэтому он злится, и возможность найти компромисс резко сокращается.