Внедрение коучинга менеджмента и его оценка методом «360°» для повышения эффективности деятельности персонала на ОАО «Ливгидромаш»
Закономерен следующий финал: разгневанный менеджер выгоняет сотрудника и сам начинает переделывать работу после него. В результате последний чувствует себя неспособным, а руководитель приходит в отчаяние, оттого что у него такие подчиненные, и начинает сомневаться в своих способностях управленца. Данное явление является характерным для российского менеджмента.
Однако вероятен такой вариант: менеджер полагает, что он прекрасно справляется со своими обязанностями, а работники не могут решить поставленные задачи вследствие своей некомпетентности, соответственно, возникает необходимость в обновлении штата. Естественно, при таком подходе наблюдается высокий уровень текучести кадров, что влечет за собой большие расходы, необходимые для формирования заявок в отдел персонала или их направления в кадровые агентства, поиска специалистов на рынке труда, собеседования с претендентом, проводимого менеджером по персоналу и руководителем отдела, выплаты вознаграждения кадровому агентству.
Перечислим основные функции менеджера на ОАО «Ливгидромаш»:
менеджер должен не только суметь поставить задачу перед сотрудником, но и убедиться в том, что последний ее понял правильно;
менеджеру надлежит организовать выполнение задачи, т. е. провести все необходимые действия, которые от него зависят, направленные на достижение работником поставленной цели;
менеджеру следует контролировать получение результата, причем желательно делать это несколько раз в процессе работы.
Только при выполнении перечисленных условий можно с определенной долей уверенности прогнозировать успешность достижения цели. Для того чтобы реализовать триаду, менеджер на ОАО «Ливгидромаш» должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
самопрезентация;
навыки: публичных выступлений, логического мышления, установление и поддержание контакта, владение пространственным мышлением (умение видеть системные связи), умение анализировать, умение рассуждать;
владение: чувством реальности, индуктивным мышлением, дедуктивным мышлением;
умения: вести групповую дискуссию, вести переговоры, проводить совещание, передавать и принимать информацию, убеждать, использовать аргументацию, снижать эмоциональное напряжение во время беседы, восстанавливать контакт с собеседником, расставлять приоритеты, составлять планы, распоряжаться временем, выявлять свои сильные стороны, определять свои слабые стороны, выделить свой лидерский тип, выявить свою харизму, точно и правильно выражать свои мысли и комбинировать их, чувствовать ситуацию;
гибкость;
уверенность в себе.
Естественно, данный перечень можно расширить и детализировать так, что в него будут включаться несколько десятков качеств, однако руководству организации необходимо понимать, какие качества действительно требуются отличному инженеру для того, чтобы стать хорошим менеджером.
Способом, с помощью которого можно получить сведения о знаниях, умениях и навыках менеджера или другого сотрудника на ОАО «Ливгидромаш», является метод «360°». На рисунке 4 представлена схема оценки или получение обратной связи методом «360°».
Особенность применения данного метода состоит в том, что при его реализации следует учитывать правила, которые были для него разработаны.