Управление связями с общественностью как внешний метод общения организации
Значительное влияние на производственную и экономическую деятельность организации оказывают внешние факторы, основные из них связаны с воздействием рынка. Так, спрос, требования потребителей к производимым изделиям, возможности конкурентов в выпуске аналогичной продукции, условия поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, возможности и требования инвесторов определяют экономическое положение фирмы. Внешняя социальная среда включает в себя экономические условия, социальную структуру общества, систему образования и подготовки кадров, психологическое состояние населения, технологические системы различных видов деятельности. Внешние факторы в области экологии - законодательные и нормативные экологические требования. Определенное влияние на производственную деятельность организации оказывают факторы государственного и муниципального воздействия в части законодательных условий их деятельности.
Поэтому в деятельности организации, особенно сложной, возрастающую значимость в современных условиях приобретает комплексный анализ всех компонентов и динамики внешней среды и осуществление на этой основе процесса стратегического планирования, предназначенного для контроля факторов, внешних по отношению к данной организации, с целью определения масштабов существующих возможностей и опасностей. Коммуникация как организационный процесс является ключевым процессом при решении этой задачи [31, с.55]. Внешние методы коммуникаций представлены на рисунке 2.1.
Рис. 2.1 Внешние методы коммуникаций
Организация действует в конкретной социальной среде. Успех ее во многом зависит от того, как она сумеет представить себя среди обывателей. Для этих целей привлекается "Служба связи с общественностью" (англ. - Public Relations, сокращенно - PR). С помощью методов этой службы организация формирует у общественности благоприятный образ о себе и тем самым повышает свой имидж.
Управление отношениями с общественностью непосредственно включено в общую систему деловых коммуникаций, поэтому действия менеджера должны учитывать ряд регламентирующих правовых норм и положений, в первую очередь норм Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, связанных с ними нормативных актов, а также уставные документы организации.
Связи с общественностью могут быть успешными только при условии соблюдения этических норм. Никакая цель не оправдывает использование ложных, вредных или сомнительных приемов. Для России эта проблема особенно актуальна. Этические нормы, которые должны учитываться в работе по связям с общественностью, базируются, прежде всего, на общечеловеческих ценностях и нормах, а также нормах ведения предпринимательской деятельности. Многие организации и ассоциации составляют собственные этические кодексы.
PR-деятельность может способствовать достижению следующих целей организации [3, с.74]:
1. изменение имиджа в связи с новыми видами деятельности;
2. завоевание доверия общественности путем представления малоизвестных сведений об организации;
3. приобретение известности на новых рынках сбыта;
. улучшение отношений с общественностью после публичной критики;
. информирование общественности (особенно клиентов) о новом продукте;
. восстановление положительного отношения после кризиса или некорректного поведения;
. повышение осведомленности целевых групп об участии первых лиц организации в общественной жизни;
. поддержка спонсорских начинаний;
. взаимодействие с политическими структурами;
10. смена или улучшение имиджа бизнесмена.
Для того чтобы необходимая информация была передана, организация должна использовать специальные коммуникационные каналы. В теории коммуникаций выделяют личные и неличные каналы передачи сообщений (3, с.54). Личные каналы включают общение двух и более человек, непосредственно взаимодействующих друг с другом. Неличные каналы представляют собой средства распространения информации, передающие сообщения без личного взаимодействия. В первом случае речь идет об экскурсиях по организации, днях открытых дверей, испытаниях продукции. Информационный обмен в процессе межличностного общения может принимать различные формы, которые представлены в таблице 2.1.