Проблема профессионального развития продавцов

А.К. Маркова определяет профессионализм как высокий уровень профессионального развития - процесса становления человека как субъекта собственной профессиональной деятельности [27: 110].

Процесс становления профессионала А.К. Маркова называет «профессионализацией». «Этот процесс включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии» [27: 63-64].

Изучение процесса профессионализации осложнено тем, что учение о профессиональных способностях ориентировано на нормативную деятельность, которая предполагает определенный способ ее выполнения. В.Д. Шадриков [46: 211] пишет о том, что для обеспечения нормативной деятельности требуются нормативные способности, не выходящие за определенный уровень их развития. В условиях социальной нестабильности изменились требования, предъявляемые к профессионалам, работающим в различных отраслях общественного производства, а большинство экспериментальных исследований личности профессионала отражают дух предыдущей эпохи и иные требования.

Исследования отечественных психологов, посвященные процессу профессионального становления личности, строятся на принципе единства сознания и деятельности, который был сформулирован в работах С.Л.Рубинштейна, развит В.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым. Основное содержание этого важного методологического принципа можно выразить следующей фразой С.Л. Рубинштейна: « .деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения» [40: 251]. Вот почему глубокое изучение деятельности невозможно без исследования личности человека, осуществляющего эту деятельность.

В процессе своего профессионального становления человек формируется как субъект деятельности. Исходным для такого понимания являются общие теоретические положения, определенные Б.Г.Ананьевым, который считал, что человек как объект общественных воздействий в той или иной форме направленных или ненаправленных обстоятельств жизни или средств воспитания становится субъектом этих воздействий в результате собственной деятельности. Основываясь на этих общих положениях, Е.А. Климов определяет понятие «субъекта деятельности» как «системную организацию психики, включающую ряд свойств индивида и личности, соответствующих социальной ситуации развития человека, предмету, целям, орудиям и условиям его деятельности» [21: 5].

Многие авторы считают, что профессиональное развитие человека - это длительный и динамический процесс, имеющий свои стадии, этапы становления профессионала. Он ведет к формированию профессионально важных качеств специалиста, формированию личности в профессиональной деятельности.

В работах Е.А. Климова предпринята попытка связать профессиональное становление личности с возрастной периодизацией, предложенной Д.Б. Элькониным. В частности, в основу выделения стадий этапов субъекта деятельности положен принцип ведущей деятельности. Так, Е.А. Климов определяет следующие стадии развития субъекта деятельности:

I - предигры - от рождения приблизительно до 3 лет, (то есть 5% всего цикла развития субъекта деятельности - от рождения до пенсионного возраста в нашей стране).

I - игры - от 3 до 6-8 лет (примерно 7% цикла развития субъекта деятельности).

III - овладения учебной деятельностью - от 0-6 до 11-12 лет (7% цикла развития субъекта деятельности).

IV - оптации подготовки к жизни9 к труду, сознательного и ответственного планирования, выбора профессионального пути от 11-12 до 14-18 лет (8% цикла развития субъекта деятельности).

V- профессиональной подготовки - от 15-18 до 16-23 лет (около 7% цикла развития субъекта деятельности).

VI - развития профессионала - от 16-23 лет до пенсионного возраста (около двух третей цикла развития субъекта деятельности). К достоинствам этой периодизации профессионального развития личности относится выделение содержания и новообразований каждой стадии; подробное рассмотрение стадии подготовки к профессиональной деятельности, что дает возможность научно-обоснованно строить профориентационную работу в школе. [22: 15].

Т.В. Кудрявцев и его сотрудники, разрабатывая концепцию профессионального становления личности, выделяли 4 стадии становления профессионала:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню