Проблема профессионального развития продавцов
I - возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития, первоначальной ориентировки и приобщения к различным сферам труда в общеобразовательной школе;
II - собственно профессиональное обучение, т.е. целенаправленная подготовка к избранной профессиональной деятельности;
III - процесс вхождения в профессию, характеризующийся активным овладением профессией и нахождением своего места в системе производственного коллектива;- полная или частичная реализация личности в самостоятельном профессиональном труде. [12: 37].
В данной периодизации профессионального становления личности, в отличие от периодизации Е.А.Климова, выделена стадия вхождения в профессию (ее часто называют стадией адаптации). Определены критерии каждой стадии:
I - психологически обоснованный выбор профессии;
II - профессиональное самоопределение, главным показателем которого является сформированность отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности, своеобразная «Я - включенность»;
III - достаточно высокие производственные показатели деятельности и психологический комфорт; - профессионализм - наивысший уровень овладения операционной стороной деятельности, творческое выполнение деятельности и сформированность ее индивидуального стиля. [22: 25].
Достоинством концепции, разработанной Т.В. Кудрявцевым и его сотрудниками, является то, что проблема профессионального становления человека рассматривается как неотъемлемая часть изучения общего профессионального развития личности в ходе обучения, воспитания и труда. В этом процессе учитывается единство мотивационно-потребностной и операционной сфер деятельности. Становление профессионала понимается как длительный, динамический многоуровневый процесс формирования субъекта деятельности, охватывающий четыре основные стадии. Выделены также критерии каждой стадии, механизмы перехода от одной стадии к другой.
Другая концепция профессионального становления разработана Э.Ф. Зеером. Им в качестве основания для выделения стадий берется социальная ситуация развития и уровень реализации профессиональной деятельности. Стадии профессионального становления личности соотнесены с этапами жизненного пути. На каждой стадии появляются новообразования и противоречия, обусловливающие их появление. [17].
В последние годы активно разрабатывает собственную концепцию профессионального становления личности (ПСЛ) Ю.П. Поваренков. В качестве единиц периодизации в рамках концепции ПСЛ используются стадии, периоды и фазы. Преимущества этой концепции перед рассмотренными ранее заключаются в том, что если в них периодизация профессионального развития опирается на хронологический возраст индивида, то в концепции ПСЛ Ю.П.Поваренкова хронологическим основанием для периодизации является «профессиональный возраст» личности, т.е. длительность ее профессионализации, которая больше общетрудового стажа. В данной концепции в основе детерминации ПСЛ лежит система внешних и внутренних факторов, соотношение которых определяет базовое противоречие профессионального развития. В качестве еще одной сильной стороны концепции Ю.П.Поваренкова можно выделить то, что в ней разработаны критерии ПСЛ: профессиональная продуктивность, профессиональная идентичность и профессиональная зрелость. [36].
Отдельно стоит концепция профессионального развития Л.М. Митиной. Она опирается на положение С.Л.Рубинштейна о двух способах жизни, что послужило основой для построения двух моделей: модели адаптивного поведения и модели профессионального развития. При адаптивном поведении в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. Имеются в виду процессы самоприспособления и подчинения среды исходным интересам специалиста. В деятельности специалист, следующий этой модели, как правило, руководствуется принципом экономии сил и пользуется главным образом наработанными алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенными в штампы, шаблоны, стереотипы. В модели профессионального развития человек способен выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования, что дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов.