Проблема профессионального развития продавцов
С точки зрения Митиной Л.М. личностно - развивающий подход к изучению человека, позволяет понять объект и условия, механизм и движущие силы, генезис и динамику профессионального развития личности. Идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека составляют основу концепции, в которой фактором развития являются внутренняя среда личности, ее активность и потребность в самореализации. Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: направленность, компетентность, гибкость. Направленность в более узком смысле определяется в данной концепции как профессионально-значимое качество, занимающее центральное место в структуре личности и обусловливающее ее индивидуальное и типическое своеобразие. В более широком - как система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности, побуждающих личность к ее утверждению в деятельности и общении. Компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Гибкость - интегральная характеристика личности, представляющая собой оптимальное сочетание трех взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга личностных качеств: эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной гибкости.
Л.М. Митина считала, что выделенные интегральные характеристики личности профессионала являются психологической основой, необходимой во всех видах деятельности. Каждая интегральная характеристика представляет собой определенное сочетание или комбинацию значимых личностных качеств, существенных для успешного действования в рамках той или иной конкретной профессии.
Важным в рамках нашего исследования является замечание Л.М. Митиной о том, что профессиональное развитие личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования структуры направленности, компетентности и гибкости через разрешение противоречия между актуальным и отраженным уровнями их развития и осознанием личностью необходимости самосовершенствования. Фундаментальным условием развития интегральных характеристик личности профессионала являются осознание им необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в труде, т.е. повышение уровня профессионального самосознания.
Проблеме профессионального развития человека уделяют внимание и зарубежные психологи. В американской психологии, например, этот вопрос рассматривается в русле проблем профессионального руководства (профориентации). При анализе американской психологической литературы по этой проблеме можно выделить четыре группы концепций:
I - человек «профессионален» с момента рождения; чтобы найти «его» профессиональную деятельность, достаточно изучить его индивидуальные особенности.
В соответствии с этими положениями профессиональное руководство сводилось к обеспечению акта выбора профессии, который всегда протекал по трехступенчатой схеме: 1 - изучение консультируемого, 2 - изучение профессий, 3 - соотнесение первого и второго.
II - концепция - теория образов или «структурная теория». Главная задача состояла в том, чтобы найти общие схематические описания людей и их работы.
III - мотивационная концепция - основное содержание профессионального руководства состоит в объяснении выбора профессий, занятий, степени удовлетворенности карьерой, факторов, влияющих на успешность деятельности.- концепция индивидуализации. Эта теория предусматривает изучение процесса формирования профессиональной зрелости личности, индивидуальных особенностей человека.
Так, Д.Сьюпер, представитель четвертой группы концепций, в отличие от сторонников традиционного подхода, считал, что выбор профессии является длительным процессом, который носит индивидуально-своеобразный характер. Профессиональное развитие он трактовал как последовательность, стадиальность ролей, которое проигрываются отдельной личностью, чей выбор и достижения частично определяются способностями, намерениями, ценностями.
Прогрессивное значение концепции Д. Сьюпера состояло в том, что главное место заняла идея развития.
Но вместе с тем, эта концепция не лишена противоречий. Во-первых, Д. Сьюпер в конечном итоге сводил понятие развития к количественному увеличению каких-то признаков, например, профессионально значимыми считал те признаки, которые увеличивались с возрастом. Во-вторых, он не связывал процесс профессионального развития с социальными условиями (в частности, не рассматривал вопрос о социальной принадлежности индивида при выборе профессионального пути).