Организация процессов коммуникации
Ä сложившимися отношениями между руководителем и подчиненным;
Ä структурой информационных связей;
Ä формой власти руководителя и подчиненного.
Рассмотрим содержание этих факторов.
Отношения между руководителем и подчиненными.
Под этим следует подразумевать коммуникационные способности, которыми обладает менеджер для осуществления эффективных информационных обменов. Цель коммуникации заключается в том, чтобы руководитель как можно эффективнее провел каждый разговор, каждую встречу с подчиненным.
Способность руководителя к коммуникациям можно описать пятью ступенями влияния (рис. 4.):
Рис. 4. Пять ступеней влияния руководителя на подчиненных.
Если руководитель будет использовать в коммуникациях указанные способы влияния, то он может достичь значительных успехов.
Структура информационных связей.
Информация, которую хочет передать руководитель подчиненным, должна быть четко сформулирована и структурирована. Это значит, что прежде чем передавать информацию, необходимо обдумать и проанализировать вопросы, проблемы или цели, которые отправитель хочет сделать объектами передачи.
Важно также быть восприимчивым к семантическим барьерам на пути коммуникаций. Передаваемая информация должна быть понятной получателю. Лицо, передающее информацию, должно беседовать на языке получателя. Семантические вариации могут стать причиной неверного понимания.
Форма власти руководителя и подчиненного.
Мотивирующими факторами в вертикальных коммуникациях являются:
è власть руководителя, основанная на ожидании последствий поведения подчиненного и ожидании подчиненным удовлетворения собственных потребностей;
è власть, основанная на вознаграждении, влияющая через восприятие;
è экспертная власть, выраженная через веру и компетенцию лица, передающего информацию;
è эталонная власть, воздействующая на вторичные потребности получателя информации - принадлежность и уважение;
è информационная власть, проявляющаяся через ценность, повышенный интерес, потребность информации, которую хочет передать отправитель.
В данном случае для эффективных коммуникаций важное значение имеет как вербальный, так и невербальный язык.
В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Для создания эффективной коммуникации руководитель должен придерживаться определенных правил поведения, изложенных в таблице 1.
Таблица 1. Зеркало поведения руководителя
1. Осанка - манера держать себя, тело, руки, ноги |
Самоуверенный, уравновешенный, уверенный, симпатичный |
2. Отношения со слушателями - зрительный контакт, диалог, беседа |
Взволнованный, сосредоточенный, независимый, терпимый |
3. Обороты речи меткие, четкие, понятные, деловые, устаревшие, современные |
Убедительный, зажигательный, естественный, динамичный, спокойный |
4. Техника речи - дыхание, тон, артикуляция |
Упрямый, настойчивый, бодрый, творческий |
5. Невербальный язык - жестикуляция, мимика |
Ответственный, целеустремленный, честолюбивый |
6. Строй речи - членение, ударение, одухотворенность, мелодика |
Шутник, вежливый, компетентный, решительный, самостоятельный, владеющий собой |
7. Риторические приемы - легкость -скованность, убедительность - легковесность, естественность - поддельность, напряженность - расслабленность, нарастание - кульминация |
Надежный, фантазер, обладающий способностью внушения, умеющий руководить, нервный, скованный |
8. Выражение мыслей - незаконченность предложений, быстрый темп речи, длинные предложения, четкое изложение мыслей, приведение доказательств |
Закомплексованный, восторженный, нерешительный, колеблющийся, лакейская душа, лживость |
Как видно из приведенной таблицы, невербальная передача информации может происходить одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл передаваемых сообщений. Так, речь может сопровождаться своеобразным выражением глаз, лица (улыбка или неодобрение), поднятием бровей, прикрыванием рта рукой, жестами руки, вялой позой. Важное значение имеет также интонация, модуляция голоса, плавность речи, методика речи и др. Коммуникация начинается до разговора!