Психология управления как наука
. Предмет и задачи психологии управления.
. Психологические законы управления.
. Основные управленческие функции.
. Методы управления.
1.
Предмет и задачи психологии управления.
Менеджмент - научная организация труда.
До начала XX века «управление» не рассматривалось как самостоятельная деятельность, и не было предметом особого научного исследования. Впервые о механизмах, закономерностях, принципах управления заговорили в связи с появлением книги Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента» (1911 г.), где выделял основные принципы управленческого труда. В 1920-е годы А. Файоль описал последовательную систему принципов менеджмента, управление стали рассматривать как особую, специфическую и самостоятельную деятельность. Именно Файоль связал повышение эффективности управленческой деятельности с ее психологизацией. К этому времени психология уже сформировалась как наука в ее теоретическом и прикладном аспектах. В 1920-е годы благодаря слиянию управлению и психологии возникла прикладная междисциплинарная «психология управления», основной задачей которой являлось изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и умений.
Психология управления возникает не только с целью эффективности деятельности организации, но и с целью саморазвития человека в процессе труда.
Основные вопросы, на которые должна была психология управления:
- как сделать управление более эффективным;
- каким образом максимально использовать человеческие в производстве без принуждения и давления на людей;
- как лучше организовать систему управления коллективом людей и учитывать особенности саморазвития человека в процессе труда.
Предметпсихологии управления:
- управленческая деятельность, ее организация, с точки зрения психологической эффективности;
- изучение особенности личности руководителя и условия оптимизации его деятельности;
- личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда;
- групповые процессы в трудовом коллективе и их регуляция;
- психология власти и лидерства в организации;
- механизмы влияния людей друг на друга;
- психологические особенности формирования трудового коллектива;
- вопросы формирования психологического климата в коллективе;
- вопросы управления конфликтами;
- психологическая природа принятия управленческих решений;
- психологические аспекты мотивации людей в процессе деятельности;
- особенности преобразования информации в управленческой деятельности;
- вопросы функционирования организации в целом.
Цель
психологии управления: развитие психологической управленческой культуры руководителя, создание необходимых основ для теоретического понимания и практического применения в управлении психологических знаний и умений.
Управление
- сложное философское понятие.
По В. Г. Афанасьеву, управление -
функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ, цели деятельности.
Организация
- 1) определенный вид социальной системы, характеризующийся многоуровневым строением, способностью развиваться, открытостью, нацеленностью на более широкие цели и интересы; 2) объединение людей, совместно организующих некую программу и действующих на основе определенных процедур и правил.
Управление организацией направлено на: поддержание ее целостности; оптимизацию функционирования; обеспечение достижения целей; развитие организации в целом и отдельных ее элементов, в том числе людей.
Управление организацией- система скоординированных действий, направленных на достижение значимых целей организации и на получение
более полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах.
Различие между управлением и руководством: управляют социальными системами, а руководят людьми.
Руководство -
часть управленческой деятельности, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.
Менеджер
- член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.
2.
Психологические законы управления проявляются в процессе взаимодействия людей в различного рода группах.
Основные законы:
) закон неопределенности отклика;
) закон неадекватности взаимного восприятия;
) закон неадекватности самооценки;
) закон искажения информации;
) закон самосохранения;
) закон компенсации.
Закон неопределенности отклика. 1) Разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковое воздействие. 2) Один и тот же человек в разное время может по-разному реагировать на одно и то же воздействие в зависимости от эмоционального состояния, настроения и т.д.