Психология управления как наука
Нельзя предвидеть в полной мере ответную реакцию человека на определенное воздействие.
Закон неадекватности взаимного восприятия. Человек никогда не может постичь другого человека с той полнотой, которая была бы достигнута для принятия серьезных управленческих решений относительно этого человека. С учетом этого закона рекомендуется использовать следующие принципы подхода к людям:
принцип универсальной талантливости. «Нет людей бездарных и неспособных, а есть люди, занятые не своим делом»;
принцип развития способностей человека;
принцип неисчерпаемости: ни одна оценка данная человеку, не должна считаться окончательной.
Закон неадекватности самооценки. Человеку свойственно себя в чем-то переоценивать, в чем-то недооценивать. Для повышения адекватности самооценки необходимо овладеть различными приемами и методами самоанализа.
Закон искажения информации. Управленческая информация имеет тенденцию к искажению смысла в процессе движения сверху вниз. Устная информация восприниматься и адекватно интерпретироваться с точностью до 50% +- 30%.
Если информация не полная или доступ к ней ограничен, а она является значимой для человека, то люди начинают домысливать, дополнят ее, опираясь на собственные догадки. Чтобы искажение к минимуму, рекомендуют устную информацию всегда дополнять письменной: уменьшать количество передаточных звеньев; своевременно снабжать информацией сотрудников по вопросам, которые касаются их деятельности, поддерживать обратную связь с сотрудниками.
Закон самосохранения. Мотив, определяющий поведение человека - сохранение личного статуса, достоинства, состоятельности.
Закон компенсации. Человек, имеющий недостатки, сложности или проблемы в определенной области жизнедеятельности осознанно или нет, старается компенсировать их усиленной работой в другой области.
3.
Основные управленческие функции.
Управленческие функции
- относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществить управленческое воздействие.
Существует много различных точек зрения на состав управленческих функций.
А. Файоль рассматривает управление как процесс, состоящий из 4 взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация, контроль.
В современной психологии управления состав функций выделяли эмпирически. Рубахин, Журавлев, Шорин на основе эмпирических исследований пришли к выводу, что можно выделить 6 производственных и 6 социально-психологических функций.
Производственные:
) координация деятельности подчиненных;
) обеспечение качества работы, повышение производительности труда;
) организация сопряженной и ритмичной работы на основе обеспечения кадрами, оборудованием;
) контроль, оценка и коррекция деятельности подчиненных;
) поддержание трудовой дисциплины в коллективе;
) расстановка кадров на основе согласования индивидуальных особенностей подчиненных со спецификой их труда (менеджер - управленец).
Социально-психологические:
) снижение чувства неудовлетворенности трудом, его условиями, заработной платой;
) регулирование межличностных отношений, разрешение конфликтов, снижение психологической напряженности;
) отстаивание законных интересов своих подчиненных;
) сохранение постоянного состава подчиненных;
) обеспечение профессионального совершенствования, повышения квалификации подчиненных;
) воспитательная работа с подчиненными (менеджер - руководитель).
Кроме того, на уровне теоретического анализа ими были выявлены операции, которые соответствуют стадиям управленческого цикла:
) планирование;
) ориентация (диагностика) произвольной продукции;
) выработка и принятие управленческих решений;
) организация выполнения программы действий;
) контроль и коррекция результатов деятельности.
Эта позиция была подвергнута всесторонней критике. Основные управленческие функции нельзя множить до бесконечности, их состав должен отвечать критерию эффективности. Поэтому Кобаченко считает наиболее приемлемым решением о составе функций в кибернетическом подходе, в котором выделяют 4 функции:
) планирование;
) организация;
) контроль;
) регулирование (мотивация, работа с кадрами, руководство межличностных отношений).
При реализации функции планирования удается достичь четыре цели: устранить отрицательный эффект неопределенности и изменений, сосредоточить внимание на главных задачах, добить экономичного функционирования и облегчит контроль.
Функция планирования состоит в том, чтобы обеспечить ясность ожиданий от конкретных людей и тем, самым создать предпосылки для успешности совместных усилий людей и облегчить достижение целей и задач предприятия.
Методы реализации функции планирования:
1) сбор информации (анализ документов, оценка всей ситуации);