Межличностные коммуникации в организации
. Управленческое общение как коммуникация.
. Виды управленческого общения.
. Диалог как актуальное коммуникативное взаимодействие.
1.
Управленческое общение как коммуникация.
Общение -
разнообразные контакты (взаимодействия) между индивидами, в ходе которого они обмениваются информацией и оказывают влияние друг на друга.
Управленческое общение -
специфический вид общения, целью и результатом, которого является решение управленческих задач.
Стороны управленческого общения:
) коммуникативная сторона (обмен информацией);
) интерактивная сторона (обмен действиями);
) перцептивная (процесс восприятия одним человеком другого).
Характеризуя интерактивную сторону общения, следует учитывать, что в процессе организации совместной деятельности, возможно, пять основных стратегий взаимодействия:
. Сотрудничество, направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей, целей, интервью - это стратегия максимализации общественного выигрыша.
. Компромисс - стратегия, реализующаяся в частном достижении целей партнера при помощи при получении относительного выигрыша для себя - реализуется мотив относительного выигрыша.
. Уступчивость, предполагает жертву собственных целей ради реализации целей и интересов по взаимодействию - реализуется альтруистический мотив - мотив максимализации выигрыша другого.
. Противодействие - предполагает ориентацию лишь на собственные цели, без учета интересов партнера - максимализация собственного выигрыша.
. Избегание - отрицательное равенство, потеря собственных интересов ради исключения выигрыша другого.
Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия одним человеком другого в процессе общения, эмоциональную оценку другого, попытку прогнозировать поведение другого.
Выделяют следующие механизмы, обеспечивающие процесс социальной перцепции:) в процессе познания и понимания людей друг друга используются механизмы: эмпатии, аттракции (форма познания, понимания другого человека, основывается на формировании устойчивого позитивного чувства к нему), идентификации;) в процессе познания самого себя используются рефлексия - механизм самопознания в процессе общения, в основе которого способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению;) прогнозирование поведения другого человека на основе каузальной атрибуции (приписывание мотивов поведения).
Для того чтобы общение было эффективным, необходимо учитывать социальную перцепцию, поэтому коммуникатор должен стараться вызвать к себе симпатию, сформировать аттракцию. Для этого он действовать как приятный человек и стремиться удовлетворить потребности партнера, возникающие в процессе общения. На этом основан закон управленческого общения: при прочих равных условиях легче понимают и принимают позицию того человека, к которому используют эмоционально-положительное отношение, и наоборот. Второй закон управленческого общения: общение будет эффективным, если подчиненный не просто понимает, что хочет руководитель, но и внутренне принимает его позицию. Для установления взаимодействия между руководителем и подчиненными важно единство смыслового поля общения или профессионального языка, логичность изложения информации, полнота информации, ее доступность с учетом уровня интеллекта партнера.
В основном делают акцент на коммуникативной стороне общения. Коммуникация в организации - информированные взаимодействия, осуществляемые с целью: