Межличностные коммуникации в организации
Необходимо учитывать объективные и субъективные факторы, которые могут влиять на диалог.
Объективные: уровень нормативности предстоящего разговора; пространственный и временной факторы; степень значимости; степень ответственности; типичность обсуждаемых вопросов.
Субъектные факторы:
- постоянные: социально-демографические особенности собеседника, пол, возраст, стаж работы, индивидуально-психологические особенности собеседника, компетентность собеседника; его мировоззрение, морально - этические принципы собеседника.
- переменные факторы зависят от соматического и физического состояния партнера, его эмоциональное состояние, уровень личного и профессионального интереса к вопросу, степень осведомленности собеседника.
Эта фаза завершается состоянием общего плана диалога.
2. Контактная фаза диалога. Цель: создать такую атмосферу, чтоб у реципиента появилось желание дольше продолжать разговор. Примерно через 40-50 минут формируется первое впечатление друг о друге, желание продолжать разговор или нет.
На этой стадии используются следующие тактики поведения коммуникатора:
- активное видение - наблюдение за вербальным и невербальным поведением собеседника с целью определения его желания.
- пассивное слушание - предоставление возможности собеседнику высказаться;
- синхронизация поведения - подстраивание темпа речи, эмоционального состояния коммуникатора к ритму поведения и эмоциональному состоянию реципиента.
В этой фазе важно оценить объективные и субъективные факторы, которые могут не позволить провести конструктивный разговор, лучше обсудить время и место следующей встречи.
3. Фаза взаимной ориентации в диалоге. Цель: понять ИСО реципиента, информировать его о своих намерениях, найти область пресечения своих ИСО и ИСО собеседника, продумать аргументы к ИСО собеседника
Задачи: сохранение контакта и желания реципиента продолжать разговор; установление взаимопонимания между партнерами.
4. Фаза аргументации или принятия решения в диалоге. Цель: убеждение собеседника в принятии нужного решения или совершения требуемого действия.
Задачи: сохранить контакт с собеседником; высказать аргументы, обращенные к ИСО собеседника; определить зону компромисса; принять совместное решение.
5. Фаза завершения диалога. Цель: обеспечение хорошего делового контакта с человеком на будущее, сохранение желания у собеседника сотрудничать после окончания разговора.
Задачи: получить от реципиента обратную связь и дать краткую обратную связь коммуникатора о ходе диалога.