Межличностные коммуникации в организации
- получения или сообщения информации необходимой для качественного выполнения функциональных и должностных обязанностей;
- собственно воздействия на поведение других людей.
Результат взаимодействия людей друг с другом сказывается не только на эффективности деятельности организации, но и проявляется во взаимоотношениях людей друг с другом, социально-психологическом климате.
Управленческое общение выступает не только условием, но и важным компонентом управленческой деятельности. Любой руководитель от 50% до 90% времени тратит на различные виды общения, причем доля межличностного общения с руководителем среднего и низшего звена.
Управленческое взаимодействие осуществляется в следующих семи сферах деятельности руководителя организации:
) Экспертное взаимодействие, т.е. взаимодействие в процессе организации деятельности, когда руководитель задает образец требований к процессу и качеству совместной деятельности. Здесь он выступает в роли специалиста.
) Представительная сфера, т.е. руководитель представляет интересы своего подразделения в более широкой организационной структуре взаимодействия с вышестоящим руководством, общественными и иными организациями.
) Организационная сфера - управленческое взаимодействие осуществляется при планировании, регулировании, организации и контроля над деятельностью соответствующего коллектива и отдельных его представителей.
) Кадровая сфера - руководитель оценивает профессионализм подчиненных с последующей аттестацией и т.д.
) Социально-психологический климат - регулирование межличностных отношений (неформальных), разрешение конфликта, при необходимости воспитательная работа.
) Условия и режим труда коллектива - руководитель должен добиваться условий организации деятельности с учетом санитарных норм, норм безопасности.
) Организационная культура - взаимодействие направлено на создание и поддержку традиций, символов, мифов организации.
2.
Виды управленческого общения:
1) формальные и неформальные виды управленческого общения. Формальные коммуникации определяются должностными инструкциями, функциональными обязанностями и т.д. Неформальные - складываются на основе симпатий, общих интересов. Но даже тогда, когда руководитель общается неформально он всегда «первый» среди равных;
) индивидуальные и групповые коммуникации. Индивидуальные - это беседы, диалоги и т.д. К групповым коммуникациям относятся совещания, переговоры, публичные выступления. Они отличаются по форме организации проведения и целям, по количеству;
) индивидуальные формальные и индивидуальные неформальные; групповые формальные и групповые неформальные;
) управленческие и неуправленческие виды коммуникаций. Управленческие опосредованы технологическими процессами деятельности, зафиксированы в должностных инструкциях; неуправленческая коммуникация возникает на основе потребности людей в общении;
) в зависимости от уровня коммуникативного воздействия выделяют:
- межличностный уровень коммуникации - общение типа: «человек - человек», «человек - группа», «человек - межличностная среда»;
- межгрупповой уровень коммуникации - общение типа: «подразделение - подразделение», «подразделение - организация», «подразделение - внешняя среда»;
- организационный уровень коммуникации - общение типа: «организация - организация», «подразделение - организация», «организация - внешняя среда».
Доля межличностного общения увеличивается среди менеджеров среднего и низшего звена.