Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы сотрудников с разными типами лояльности
Актуальность. В настоящее время все большее внимание уделяется лояльности сотрудников своей организации как одной из важнейших составляющих успешного бизнеса. Растущий интерес к этому явлению обусловлен тем, что персонал сегодня рассматривается в качестве фактора конкурентоспособности, а верность работников компании - как конкурентное преимущество. Менеджеры видят в укреплении лояльности персонала действенный механизм повышения эффективности организации. Понятие лояльности компании (англ. organizational commitment) является одним из наиболее активно развиваемых в современной организационной психологии.[29, 37]
Лояльность сказывается на самых разных аспектах деятельности организации, в первую очередь на показателях производительности и на психологическом климате в компании. Лояльные сотрудники более мотивированы, они стремятся наиболее четко и аккуратно выполнять свои функции, проявляют инициативу, творчески подходят к своей работе, нацелены на развитие организации. На практике многие российские компании сталкиваются с последствиями низкой лояльности персонала: высокой текучестью кадров, хищениями, утечкой конфиденциальной информации, снижением производительности и качества труда, падением трудовой дисциплины, пассивностью и т.д. Очевидно, что от уровня лояльности сотрудников напрямую зависит успех компании. [10, 57, 58]
Лояльность персонала - это доброжелательное, искреннее, уважительное отношение к руководству и сотрудникам, к компании в целом; выполнение сотрудником своей работы в интересах компании, в соответствии с ее целями и задачами, соблюдение норм, правил и обязательств в отношении компании, руководства, сотрудников. В более узком, практическом смысле, с точки зрения корпоративной безопасности мы определяем лояльность как удовлетворенность сотрудника условиями работы, вознаграждением, ростом и перспективами, коллективом.[17, 44]
Многие исследования лояльности персонала организации были посвящены материальным факторам, которые влияют на ее уровень. Безусловно, материальное стимулирование остается важным фактором, однако, как показывает практика, не всегда определяющим. Немаловажное значение имеют так же ценностно-смысловые показатели. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов человека. Ценности лежат в основании многих организационных процессов. Люди приходят в организацию с уже сформировавшейся системой ценностных представлений. Эти представления участвуют в интерпретации многих аспектов организационной жизни. Они предполагают, что определенные виды поведения являются предпочтительнее других. Вследствие этого ценности способны влиять не только на поведение работников и их лояльность, но, как результат, и на эффективность организации в целом. [11, 40]
Целью работы стало изучение особенностей ценностно-смысловой сферы сотрудников с разными типами лояльности.
Объектом исследования являются менеджеры среднего звена и рядовые сотрудники организации. А предметом исследования - типы лояльности и особенности ценностно-смысловой сферы сотрудников.
Гипотеза исследования: в нашем исследовании мы исходили из предположения о наличии различий по показателям ценностно-смысловой сферы у сотрудников с разными типами лояльности. В соответствии с целью исследования нами поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический обзор по исследуемому вопросу и определить понятие "Лояльность";
. определить основные направления исследования лояльности сотрудников;
. провести эмпирическое исследование особенностей ценностно-смысловой сферы сотрудников с разными типами лояльности;
. провести сравнительный анализ по мотивационным и ценностным показателям в группах сотрудников с разными типами лояльности;
. провести корреляционный анализ полученных данных с целью выявления возможных взаимосвязей между исследуемыми показателями.
Базой исследования является персонал коммерческой организации г. Москвы ООО "Идеал-Интерьер". В исследовании приняли участие менеджеры среднего звена и рядовые сотрудники организации в возрасте от 20 до 48 лет, общим количеством 101 человек, из которых женщин - 68 человек, мужчин - 33. Для реализации поставленных задач использовались следующие методы эмпирического исследования: методики, применяемые в исследовании (методика "Ценностные ориентации" М. Рокича, методика "Диагностика мотивационной структуры личности" В.Э. Мильмана, методика "Шкала организационной лояльности" Дж. Мейера и Н. Аллен), статистические методы обработки полученных данных (непараметрический метод проверки гипотез для двух независимых выборок U-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена).
В ранее проведенных исследованиях изучалась взаимозависимость типов лояльности и ценностной иерархии сотрудников, а так же взаимосвязь лояльности и трудовой мотивации. Новизна нашего исследования состоит в том, что мы изучаем взаимосвязь типов лояльности с двумя этими основными компонентами ценностно-смысловой сферы в совокупности.
Практическая значимость выполненной работы заключается в выявлении особенностей ценностно-смысловой сферы сотрудников с разными типами лояльности. Данная работа может быть полезна при подборе персонала, формировании системы мотивации.
Теоретические представления о лояльности
Синонимами лояльности персонала выступают термины: надёжность, патриотизм, дисциплина труда, благонадёжность, благонамеренность, конвенционализм. В этой связи часто говорят о мотивах и мотивации персонала. При изучении лояльности персонала часто рассматривают её в связи с такими понятиями и терминами как: "корпоративная культура", "организационная культура", "идеология компании", "философия компании", "миссия компании", "социально-психологический климат". То есть лояльность - качество социально-психологическое, возникающее при социальных взаимодействиях (при наличии и субъекта, и объекта общения).
Лояльность по отношению к организации предполагает, что данная работа вызывает у сотрудников:
· уверенность в целесообразности длительной работы в данной организации;
· удовлетворенность своей карьерой в организации;
· ощущение внимания и заботы со стороны организации;
· удовлетворенность содержанием работы, выполняемой в организации. [53]
- Определение понятия "лояльность"
- Модели лояльности
- Постановка проблемы исследования
- Описание выборки исследования
- Методики, используемые в исследовании
- Методы статистической обработки и анализа данных
- Результаты эмпирического исследования особенностей ценностно-смысловой сферы сотрудников с разными типами лояльности
- Обсуждение результатов