Анализ внешней среды
индивидуальная предрасположенность руководителя (кому-то проще устанавливать партнерские отношения, кому-то - оппортунистические);
расстановка рыночных сил (я слабый - под всех прогибаюсь; сильный - все должны прогибаться под меня);
личная симпатия или антипатия к руководителю или представителю поставщика.
У всех этих факторов есть нечто общее, а именно: они не имеют никакого отношения к серьезному анализу ситуации внутри и вне предприятия.
Самый простой, хотя и не всегда самый эффективный путь - занять жесткую позицию на переговорах о закупке и стараться получить самые лучшие условия, невзирая ни на что. Такой подход в краткосрочной перспективе может дать положительные результаты, но в долгосрочной не всегда эффективен. ЗАО «Товары для дома и офиса» следует именно по этому пути.
Структурированный анализ закупаемой номенклатуры организация проводит по четырем критериям: объем закупок, доля издержек при создании стоимости; воздействие на конечный результат; техническая комплексность; риск, связанный с получением.
Возможности и угрозы организации представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Возможности и угрозы
Возможности |
Угрозы |
Улучшение уровня жизни населения |
Изменение покупательских предпочтений |
Изменение рекламных технологий |
Сбои в поставках продукции |
Появление новых поставщиков |
Появление принципиально нового товара |
Совершенствование технологии производства |
Изменение уровня цен |
Неудачное поведение конкурентов |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов |
Усиление конкуренции |
1.4 SWOT - анализ
Для того чтобы определить причины эффективной или неэффективной работы предприятия на рынке проведем SWOT - анализ. С помощь него попытаемся сделать вывод о том, в каком направлении организация должна развиваться, а также разработать стратегию для дальнейшей деятельности.
Таблица 1.4 - Матрица SWOT- анализа
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Достоверный мониторинг рынка 2. Отлаженная сбытовая сеть 3. Широкий ассортимент продукции 4. Высокая квалификация персонала 5. Достаточная известность |
1. Недостатки в рекламной политике 2. Средний уровень цен 3. Низкий уровень сервиса (дополнительные услуги) 4. Неудачное месторасположение |
Возможности |
Угрозы |
1. Улучшение уровня жизни населения 2. Изменение рекламных технологий 3. Появление новых поставщиков 4. Совершенствование технологий производства 5. Неудачное появление конкурентов |
1. Изменение покупательских предпочтений 2. Сбои в поставках продукции 3. Появление принципиально нового товара 4. Изменение уровня цен 5. Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов 6. Усиление конкуренции |
Для того, чтобы определить силу взаимодействия сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами, составим следующую матрицу (Таблица 1.5).
С помощью этой матрицы можно выявить существенные проблемы, присутствующие в организации.
Из матрицы видно что, наиболее существенной проблемой является плохая рекламная политика, так как сумма баллов равна 41. Данная слабая сторона может помешать появлению новых поставщиков у организации и повлиять на изменение покупательских предпочтений, так как сегодня реклама играет значительную роль, и недостатки в рекламной политике могут намного ухудшить положение предприятия на рынке и помешать его дальнейшему развитию. Низкий уровень сервиса может помешать совершенствованию технологий производства, а также усиливает такую угрозу, как изменение покупательских предпочтений. Удаленность от центра города, плохая реклама, низкий уровень сервиса, возможность появления новых конкурентов могут ухудшить конкурентную позицию организации.