Результаты эмпирического исследования особенностей ценностно-смысловой сферы сотрудников с разными типами лояльности
Как видно из таблицы 7 и рисунка 3, группы с сильно выраженной продолженной (ПЛ) и сильно выраженной нормативной (НЛ) лояльностью имеют значимые различия по следующим ценностным показателям: личная жизнь (ЛЖ), ценности общения (ЦО), индивидуалистические ценности (ИЦ), конформистские ценности (КЦ), ценности самоутверждения (ЦС) и ценности принятия других людей (ЦП). Различия по показателям профессиональная самореализация (ПС), этические ценности (ЭЦ), ценности дела (ЦД) и альтруистические ценности по данным критерия Манн-Уитни являются незначимыми.
Рис. 3. Данные сравнительного анализа групп с сильно выраженной аффективной, продолженной и нормативной лояльностью по ценностным показателям.
Как видно из рисунка 3, в группе с максимально выраженной аффективной лояльностью показатели по шкалам ценностей профессиональной самореализации, этических ценностей, ценностей общения значительно выше, чем в других группах; показатели по шкалам ценностей дела, индивидуалистических ценностей, ценностей самоутверждения ниже, чем в других двух группах. В группе с максимально выраженной продолженной лояльностью показатели по шкалам ценностей личной жизни, индивидуалистических ценностей, ценностей самоутверждения значительно выше по сравнению с другими группами, а показатели по шкалам этических ценностей, ценностей общения, конформистских ценностей, ценностей принятия других людей - ниже. В группе с максимально выраженной нормативной лояльностью показатели по шкалам конформистских ценностей и ценностей принятия других людей значительно выше по сравнению с другими группами, а по шкалам ценностей профессиональной самореализации и ценностей личной жизни - ниже.
Корреляционный анализ данных исследования по группе с сильно выраженной аффективной лояльностью
Приведем результаты корреляционного анализа внутри группы с сильно выраженной аффективной лояльностью (рис. 4).
. Взаимосвязь с ценностными показателями.
Корреляционный анализ данных исследования показал, что шкала аффективной лояльности коррелирует с:
с блоком ценностей "Личная жизнь", который включает в себя такие ценности как любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), наличие хороших и верных друзей, свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках), счастливая семейная жизнь, развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей). Коэффициент корреляции равен 0,619 при уровне значимости 0,01, что говорит об умеренной прямой связи между показателями. Следовательно, можно предположить, что чем выше показатель блока ценностей "Личная жизнь", тем выше будет показатель аффективной лояльности.
с блоком ценностей "Этические ценности", который включает в себя такие ценности как ответственность (чувство долга, умение держать свое слово), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Коэффициент корреляции равен 0,430 при уровне значимости 0, 05, что говорит о слабой прямой связи между показателями. Следовательно, можно предположить, что чем выше показатель блока ценностей "Этические ценности", тем выше будет показатель аффективной лояльности.
с блоком ценностей "Ценности общения", который включает в себя такие ценности как воспитанность (хорошие манеры), жизнерадостность (чувство юмора), непримиримость к недостаткам(в себе и других), терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), чуткость (заботливость), честность (правдивость, искренность). Коэффициент корреляции равен 0,768 при уровне значимости 0,01, что говорит о сильной прямой связи между показателями. Это позволяет предположить, что чем выше показатель блока ценностей "Ценности общения", тем выше будет показатель аффективной лояльности.