Проблемы оптимального функционирования управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях

Организация как функция управления обеспечивает техническую, экономическую, социально-психологическую и правовую стороны деятельности и направлена на упорядочение деятельности руководителя и исполнителей. Организация дает возможность определить, кто именно будет выполнять каждое конкретное задание, связи по должности каждого работника общеобразовательного учреждения закреплены в должностных инструкциях. Ими же определяются содержание, основные направления и ответственность руководителей учебного заведения за определенные участки работы школы [92, 46].

Функция организации управления преобразуется путем разработки процессов сочетание вертикального, горизонтального управления и самоуправления. Это возможно осуществить путем установления оптимального соотношения внешнего управления и самоорганизации управляемой системы. Такое преобразование предполагает знание мотивов, потребностей, интересов и ценностей человека, умение обеспечивать условия для создания определенной мотивационной сферы, кооперации действий руководителя и подчиненных (учителя и учеников, администрации и учителей и т.д.). Постепенно выдвигаются задачи создания мотивационной школы из-за мотивационное управление. Современными способами создания мотивов является материальное или моральное стимулирование и обеспечение условий для реализации собственных интересов исполнителей. Последнее дает лучшие результаты в педагогической практике.

Таким образом, процесс организации сопровождается действиями руководителя по созданию мотивационной основы труда исполнителей. Поэтому эту функцию лучше назвать "организация и мотивация".

Современное управление совмещает функции контроля и регулирования. Сегодня мы выделяем два вида контроля: "мягкий" - мониторинговый и "жесткий" - по конечному результату. Мониторинговый контроль проводится с целью текущего корректировки процессов, которые отслеживаются (развитие школы, работа учителя, ученика, эффективность учебно-воспитательного процесса, др.) Жесткий контроль предусматривает замеры только конечных результатов и определение их соответствия установленным стандартам. В этом случае корректировка проводится по результату. Для завершения характеристики функций управления выскажем свои соображения по их классификации. На наш взгляд, классификация функций требует некоторого уточнения. Те общие функции, которыми мы привыкли пользоваться, обычно выделяются по логике деятельности. Логика деятельности выглядит следующим образом: мотив (зачем делать Какую потребность удовлетворяет?), Цель (что делать?), План, организация (как делать?), Контроль, регуляция (или так получается?), Результат (что получилось?). При внешнем управлении мотивация становится составной организационной функции, о чем уже упоминалось ранее. Это функции, которые локализованы частичной целью [104, 10].

Логика деятельности - это внешняя сторона этого процесса. Есть еще внутренняя сущностное его наполнение. Деятельность не может осуществляться без ее предмета и без "запуска", налаживания деятельности многих людей по достижению общей цели.

Предметом деятельности управления является информация. Каждая функция требует своей конкретной информации, обработка которой составляет анализ, сравнение составляющих, перегруппировка, обобщение, др Именно обработка информации дает ответа на вопрос, как "запустить" и наладить деятельность людей в нужном направлении. Особенностью деятельности является рождение информации в процессе ее. С помощью установления обратной связи можно всегда получить информацию о состоянии дел, узнать то, чего раньше не знал и не мог знать, поскольку не была проведена соответствующая деятельность. Для получения ответа надо сначала задать вопрос. Итак, чтобы установить обратную связь, сначала надо наладить прямой. Единичный цикл "прямой - обратная связь" в упрощенном виде является коммуникацией. Коммуникативный связь позволяет установить направление дальнейшего "перетекания" действий и, при необходимости, перераспределить функции или провести перестановку исполнителей, или дополнительно обеспечить процесс внешней информацией, оборудованием, людьми и т.д Именно эти действия составляют сущность корректировки, координации, кооперации, а все вместе - составляющие процесс руководства. То есть, руководство - это внутренний процесс текущего выработки информации на основе коммуникативной связи, ее обработки и, в случае необходимости, последующего перераспределения исполнителей, их функций, к оснащению их деятельности. Это как "внутреннее управление" в общем управленческом процессе. Управление требует не только внутренней, но и внешней информации. Поэтому нужно заботиться об общем процессе информационного обеспечения управления. Итак, на основе вышеизложенного, можно разделить общие функции управления на основные (стержневые) и локализованные определенным циклом действий в рамках конкретной цели (планирования, контроля и т.д.). Надо отметить, что локализованный цикл неизбежно повторяется в выполнении каждой функции при осуществлении всего управленческого цикла. Есть и основные, и локальные функции имеют сквозной характер, отличающийся индексом цикличности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Меню