Проблемы оптимального функционирования управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях
То есть, процесс выполнения непременно сопровождается сравнением реального состояния с запрограммированным. При необходимости проводится текущая коррекция. Так же осуществляется контроль за результатом деятельности и делается вывод о степени соответствия реального результата запрограммированному. Регулировка по результатам происходит путем прогнозирования дальнейшего развития и установления новой цели.
В развитии средств контроля начинает применяться компьютерная техника, хотя ограниченность финансирования не позволяет обеспечить компьютерами и компьютерной сетью все общеобразовательные учебные заведения Украины.
Опрос около 200 директоров общеобразовательных учебных заведений показало, что только 40% из них используют компьютеры в управленческой деятельности. Однако именно "снять" или уменьшить рутинность управленческой деятельности, усилить оперативность в принятии управленческих решений возможно при использовании компьютерной техники для автоматизации всех расчетов, количественного определения показателей, построения соответствующих диаграмм, установление тенденций в динамике изменений образовательных процессов и т.д. [60, 7 ].
Одной из важнейших функций управления учебным заведением является организация процесса постановки и принятия как тактических, так и стратегических целей деятельности учебного заведения. Процесс достижения целей предполагает ряд этапов: анализ ситуации, построение гипотезы и модели, обсуждение и проверка модели, контроль и оценка - как рефлексивная, так и прогностическая. Нетрудно заметить, что действия администрации в плане организации выполнения принятых коллективом задач идентичны действиям учителя при организации учебной деятельности в классе. Отсюда вытекает одна из существенных квалификационных требований к руководителю учебного заведения, где функционирует система: он должен владеть средствами труда, принятыми в системе развивающего обучения.
Обобщая сказанное выше, можно заметить, что система управления учебным заведением в плане организации учебного процесса должна быть адекватна базовой педагогической системе учебного заведения. Кажется, что другие функции внутреннего управления (прогностическая, психологическая, кадровая, материально-финансовая, организационная и т.д.) можно реализовать в режиме субъектной стратегии управления. Педагогическая система непосредственно связана с потребителем образовательных услуг и достаточно быстро реагирует на изменение социальных условий. Эта реакция проявляется в появлении новых методик и программ, позволяющих полнее удовлетворить образовательные потребности общества. Система управления, связана с потребителем косвенно, может по-разному реагировать на такие «самовольные» изменения в управляемой подсистеме. Это зависит от доминирующей парадигмы управления и соответственно от структуры самой системы управления [32, 67].
Если же базовая парадигма управления как модель рассматривает такую систему образования, которая может работать и в режиме функционирования, и в режиме развития, то для системы управления ключевой функцией является прогностическая, задача которой "определение прогностического фона», выработка целей и постановка задач для дальнейшей работы . Здесь стоит обратить внимание на то, что присутствие в системе функции (например, прогностической) требует наличия в структуре системы подразделения, реализовало бы данную функцию, то есть в подобной модели управления обсуждаемый вопрос становится риторическим: новые социальные условия вызывают соответствующие изменения в содержании, организации и управлении образовательным процессом.
На всех уровнях развития сегодняшней системы образования большое значение придается формированию культуры личности, при этом эффективность этого процесса зависит от создания в учебном заведении определенного культурной среды, а именно: высокий уровень профессиональной и личностной культуры преподавателей, высококачественные учебники и наглядные материалы, условия для повышения учениками навыков художественной, физической, экологической и других форм культуры.
Итак, как не может дать денег тот, у кого их нет, так не может воспитывать высокий уровень культуры, кто не аккумулировал его в себе.
Руководитель любого ранга должен научиться управлять людьми не приказными методами. Речь идет о высоком уровне интеллекта, общей культуры руководителя, вызывает к нему доверие и уважение окружающих. Естественно, что за такими руководителями коллектив пойдет по доброй воле. Директор, который привлекает людей, умеющий сплотить единомышленников и повести за собой, уважающий коллег заинтересован в успехе каждого, - это и есть лидер. Современного руководителя иногда называют "социальным архитектором", подчеркивая его назначение - строительство культуры организации. Следовательно, его основными инструментами управления будут культурно-этические, а не административно-командные методы руководства. Таким образом, особенности современного руководителя учреждения образования связываются с демократическими способами организации отношений в коллективе, способностью к обновлению собственной деятельности и управлением инновационными процессами.