Анализ социально-психологического климата коллектива кафе «Галерея»
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействие эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Установка кондиционеров недорого цены - "Альянс Климат", +7(343)383-32-84
Постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов обеспечивает социальное планирование.
Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Проанализируем использование социально-психологических методов в кафе “Галерея”.
Были изучены два направления:
1) способ утверждения авторитета руководителя на предприятии;
2) чего ждут подчиненные от своих руководителей.
В качестве исходного «материала» для построения основных стратегий выбраны следующие альтернативные переменные:
ü определение дистанции с подчиненным (утверждение иерархии / сглаживание иерархии);
ü принятие решений (единоличное/комплексное);
ü проведение решений в жизнь (приказ/разъяснение);
ü текущий контроль (постоянная проверка/доверие);
ü способ организации труда (функциональное разделение взаимозаменяемость);
ü степень формальности отношений (чисто служебные/ доброжелательные товарищеские);
ü вовлеченность в проблемы подчиненных (только служебные/ служебные и полуслужебные).
Для построения модели используем следующий подход:
Классификация стилей руководства (по К. Левину, 30-е годы):
- автократический (авторитарный, директивный);
демократический (коллегиальный);
либеральный (попустительский, невмешивающийся).
Типичные алгоритмы поведения руководителей, характерные для названных выше стилей руководства, представлены в Приложении 4.
Результаты по определению того или иного стиля управления отражены в таблице 4.
Считает, что использует |
Мнение подчиненных |
Результаты наблюдения | |
Генеральный директор |
Руководитель-автократ |
Руководитель-автократ |
Руководитель-автократ |
Менеджер по питанию |
Руководитель-демократ |
Руководитель-демократ |
Руководитель-демократ |
Менеджер по технической части |
Руководитель-демократ |
Руководитель-демократ |
Руководитель-демократ |
Менеджер по организационной работе |
Руководитель-либерал |
Руководитель-автократ |
Руководитель-автократ |
Таблица 4. Результаты тестирования по определению того или иного стиля управления
Итак, руководителя-автократа отличает чрезмерная централизация власти, предпочтение административных методов управления, единоличное решение большинства вопросов без предварительного обсуждения в коллективе, сознательное ограничение контактов с подчиненными, монополия на информацию, нетерпимость к чужому мнению.