Анализ социально-психологического климата коллектива кафе «Галерея»
Вторым направлением исследования определялось, чего ждут подчиненных от своих руководителей.
Для проведения данного исследования была подобрана анкета (Приложение 5), с помощью которой был опрошен коллектив кафе (55 чел.). После чего был произведен анализ полученных данных.
Анализ полученных данных. Социально-производственные отношения на предприятии и морально-психологический климат любого коллектива формируются под влиянием двух групп факторов, которые можно обозначить как внешние и внутренние.
В анализе данных, полученных по результатам опроса, основной акцент сделан на группе внутренних, а именно производственных факторов, которые характеризуют реальное положение каждого работника непосредственно в условиях трудового процесса.
Данные, полученные в ходе анкетирования, позволили разделить коллектив на следующие социально-демографические группы:
· до 25 лет (41%); 25-29 лет (34%); 30-39 лет (11%); 40-49 лет (3%);
· со средним специальным образованием (47%); высшим (27%); средним (23%);
· стаж работы на данном предприятии: работают с открытия (более полугода) 22%, от 2 до 4 мес. 41%, менее чем 2 мес. 34 %.
В таком сочетании работников разного возраста и с различным трудовым стажем просматривается элемент преемственности и сменяемости кадрового состава подразделения.
Блок “Что вы цените в своей работе?” Важное место в системе функционирования любого коллектива отводится мотивации деятельности и, в частности, удовлетворенности выполняемой работой. При ответе на вопрос “Что вы больше всего цените в своей работе?” мнения респондентов распределились следующим образом:
Из приведенных данных следует, что работники больше всего ценят хороший коллектив и интересный труд и лишь затем - заработок и надежное место работы. Это позволяет сделать вывод о том, что при стремлении наладить дружеские отношения и творческом подходе к делу материальные стимулы не имеют первостепенного значения либо недостаточны.
Блок “Мотивы неудовлетворенности”. Рассмотрим, как распределились ответы на вопрос о мотивах неудовлетворенности.
Полученные результаты указывают на неудовлетворенность, в первую очередь по причине слабого материального стимулирования, далее идут неудовлетворительные условия труда, отсутствие перспектив продвижения и возможности проявить себя. На основе этих данных можно сделать выводы о том, что люди желают иметь большее вознаграждение за труд, улучшить условия труда и техническую оснащенность рабочих мест, а также о наличии работников, готовых к продвижению, но “засидевшихся” на одном месте. И, безусловно, о постоянном желании людей “всегда иметь больше”.
В целом 73% опрошенных удовлетворены коллективом, в котором работают; 6% вообще безразлично, в каком быть коллективе.
В блоках “Отношение к работе”, ”Желание сменить работу”, “Возможность раскрыть свои способности” мнения распределились следующим образом:
· основная часть респондентов (39%) отмечают, что “работа интересна, но зарплата не устраивает”;
· 19% считают, что “хороша любая работа при высокой зарплате”;
· для 16% “и работа интересна, и зарплата устраивает”;
· 14% опрошенных объясняют свое отношение интересом к работе как таковой;
· 66% не желают менять место работы, 31 % - хотели бы, но при этом опасаются, что другого места не найдут;
· 49% считают, что выполняют работу достаточно хорошо, лучше не требуется;
· треть опрошенных может выполнять работу еще лучше, “когда это потребуется для предприятия”;
· 6% могут выполнять работу еще лучше, “когда их об этом попросят”;
· 7% - “когда есть настроение”;
· у 4% - “нет ни желания, ни возможности” делать работу еще лучше;
· для 44% опрошенных выполняемая работа дает возможность раскрыть свои способности, реализовать себя как личность.;
· 39% считают, что на данной работе возможности для раскрытия способностей ограничены.
Но в целом подавляющее большинство опрошенных удовлетворены собственным вкладом в общее дело. При этом разброс мнений по данному параметру показывает наличие нереализованного потенциала работников. Среди причин чувства неудовлетворенности в процессе производства выделяются: