Опубликованные взгляды на сущность мотивации
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком /6.С.132/.
В настоящее время можно выделить два подхода к пониманию мотива. Первый рассматривает мотив как "конструкт мышления" (т.е. теоретическое построение); в действительности же никаких мотивов не существует /54.С.37/. Конечно, многие психологические понятия суть конструкты мышления, домыслы. Если следовать утверждению Х.Хекхаузена, то надо признать, что нет и таких психологических феноменов, разрабатываемых описательной психологией, как воля, состояние, внимание и т.д. /54/.
Второй подход рассматривает мотив как реально существующий психологический феномен, как- то, что побуждает к поступку, действию. Как писал А.Н.Леонтьев /26.С.35/, работы по проблеме мотивации почти не поддаются систематизации- до такой степени различны те значения, в которых употребляется термин "мотив", в связи, с чем понятие превратилось как бы в большой мешок. И действительно, в нем оказались представления, идеи/2/, чувства, переживания /4.С.35/, потребности, влечения, побуждения, склонности /54/, желания, хотения, привычки, понятия о долге /44/, морально-политические установки и помыслы /19/, интересы, убеждения, стремления /35/, психические процессы, состояния, свойства личности /40/, предметы внешнего мира и даже условия существования /7/.
Отсутствие единства в понимании мотива приводит к тому, что в учебниках по психологии ему отводится различное место: в разделах "Направленность личности" /22, 24, 36, 35/, или "Воля" /17, 40, 44/, или "Деятельность" /18/. Вместо мотивов анализируются разные проявления направленности личности /11/. Справедливо отмечается в работе /15/, мотивы тесно связаны с проблемой принятия решений.
Термин "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации/50.С.36/.
Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по- разному, в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются.
Известный немецкий психолог К.Левин* показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают /34.С.464/.Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели /50.С.37/. К. Левин связывал действия, направленные на достижение целей, именно с волевыми процессами /23.С.73/.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий/51/. Мотив так же можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций. Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности/50/. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название "потребность") организму (личности)/41/.
В отечественной психологии распространена традиция, объяснять онтогенетическое развитие мотивации процессом опредмечивания потребностей, который по предаваемому значению имеет статус теоретического принципа. Данный принцип означает, что изначально "…потребность выступает лишь как состояние нужды организма, которое само по себе не способно вызвать никакой определенной деятельности; ее функция ограничивается активизацией соответствующих биологических отправлений и общим возбуждением двигательной сферы, проявляющимся в ненаправленных поисковых движениях"/25.С.87/. Для того, чтобы такая потребность стала основой для целенаправленного поведения, она должна получить определенность в отношении отвечающих ей внешних объектов, т.е. опредметиться, "наполниться" содержанием, объективироваться и тем как бы передать функцию организации деятельности предмету, способному ее удовлетворить, - мотиву; момент, дающий начало этому процессу, характеризуется как "встреча потребности с предметом", как "чрезвычайный акт" в ее развитии /25.С.88/.