Опубликованные взгляды на сущность мотивации

Потребность успеха так же находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении/31.С.371/.

Таким образом, мотивация людей с потребностью успеха должна иметь умеренную степень риска или возможность неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решение поставленной задачи.

В соответствии с идеями МакКлелланда, потребности, если они достаточно сильно присутствуют у человека, оказывают заметное воздействие на поведение человека, заставляет его предпринимать усилие и осуществлять действие к удовлетворению этих потребностей/30/. При этом МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения/6.С.149/.

Потребность достижения появляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним цели более эффективно, чем он это делал ранее. Люди с выраженной потребностью достижения склонны делать умеренно рискованные решения и ожидают немедленной обратной связи от осуществленных ими действий и принятых решений. Стремление к достижению делает людей успешными в решении стоящих перед ними задач. Поэтому вполне однозначно можно сказать, что для людей, занимающихся предпринимательской деятельностью, желательно иметь высокую потребность достижения.

Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Индивиды с высокой потребностью соучастия предпочитают занимать в организации такие позиции и выполнять такую работу, которая позволяет им находиться в активном взаимодействии с людьми, как со своими коллегами, так и с клиентами. Для них очень важным является тот факт, что они нужны кому-то, что их друзья и коллеги не безразличны к ним и их действиям.

Потребность властвовать является третьей крупной потребностью, влияние на поведение, человека которое было изучено и описано МакКлелландом/30/. Данная потребность, как и две предыдущие, является приобретенной развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основной направленностью данной потребности является стремление контролировать людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действие и поведение других людей.

Люди с высокой мотивацией властвования могут быть подразделены на две, в принципе взаимоисключающие друг друга, группы. Первую группу составляют те, кто стремится к власти ради властвования. Ко второй группе относятся те люди, которые стремятся к получению власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач.

МакКлелланд считает, что из трех рассматриваемых в его концепции потребностей (достижение, соучастие и властвование) для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования второго типа/31.С.371/.

Таким образом, исключительно важно чтобы работа руководителя, с одной стороны, давала возможность менеджерам удовлетворять эту потребность, а с другой - способствовала развитию этой потребности /6.С.151/.

Теория двух факторов Герцберга обычно считается, что удовлетворенность человека своими действиями, своим состоянием, окружением и неудовлетворенность всем этим является двумя полюсами, противоположностями, между которыми может находиться состояние и настроение человека/12/.

На стыке 50-60-х гг. Фредерик Герцберг совместно с рядом его коллег провел исследование, касающееся выяснения того, какие факторы оказывающие мотивирующие и демотивирующие воздействие на поведение человека, вызывают его удовлетворенность или же неудовлетворенность /6.С.154/.

Вот как Герцберг описывал соотношение между удовлетворенностью и неудовлетворенностью работой: " результаты нашего исследования, а так же результаты, полученные мною в ходе обсуждений с другими специалистами использовавшими совершенно иные методы, позволяют заключить, что факторы, вызывавшие удовлетворение работой и обеспечивавшие адекватную мотивацию - это иные и существенно отличительные факторы, чем те, которые вызывают неудовлетворение работой/12/.

Поскольку при анализе причин удовлетворенности или неудовлетворенности работой приходится рассматривать две различные группы факторов, то следовательно, эти два чувства не являются прямо противоположными друг к другу. Обратным чувству неудовлетворенности является, в свою очередь его отсутствие, а не удовлетворение работой". /31.С.372/.

Вывод, который сделал Герцберг на основе этих исследований, оказался исключительно оригинальным/12/.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Меню