Система социально-психических факторов в управлении мотивацией
Другая форма психокоррекционной и развивающей работы заключается в проведении в рамках учебного процесса практических занятий, на которых происходит осознание необходимости для личности постепенных изменений через овладение знаниями и навыками, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности, для успешного жизненного самоопределения.
Данное направление работы трудно отграничить от обучающего, которое в первую очередь реализуется в ходе учебной деятельности на базе повышенного уровня обучения Кемеровского областного медицинского колледжа. Теоретический материал и практические занятия по «социальной, педагогической и медицинской психологии» направлены на углубленное изучение психологии личности, лидерства, психологических аспектов воспитания, обучения, лечения и взаимоотношений внутри коллектива. Обучающее направление реализуется также в форме семинаров, организованных в МЛПУ «Специализированный дом ребенка».
В целом организация и выбор направления психологических семинаров продиктованы, с одной стороны, потребностью МЛПУ в освещении той или иной проблемы, а с другой стороны, соответствует плану работы Научно-методического консультативного центра для специалистов со средним медицинским образованием с учреждениями практического здравоохранения.
Интерес практического здравоохранения к психологическим аспектам профессиональной деятельности средних медицинских работников также связан и с проблемами эффективности, успешности функционирования МЛПУ как организационной структуры, и с проблемами индивидуального планирования карьеры профессионала. Ведь карьера создает предпосылки для творческого роста профессионала, его самоактуализации в организации и способствует повышению эффективности системы, причем, как правило, планирование карьеры, мотивирующей на профессиональное и личностное саморазвитие, осуществляется в контексте планов развития самой организации, инновационных процессов, которые являются условием ее выживания и развития.
Таким образом, мероприятия психологического сопровождения профессиональной деятельности представляются необходимыми на современном этапе развития здравоохранения, поскольку создают социально-психологические условия для успешного профессионального функционирования, развития личностных, профессионально-важных качеств СМР, способствуют эффективности внедрения инновационных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проделанной работы можно сформулировать следующие выводы.
. В ходе развития теоретических представлений о мотивации человеческого поведения в целом и уже - представлений о мотивации трудовой деятельности наблюдается постепенный отказ от применения системы стимул-поощрение. Более современные концепции трудовой мотивации рассматривают широкий спектр факторов, влияющих на продуктивность трудовой деятельности человека. Существенным является тот факт, что придание профессиональной деятельности творческого характера само по себе является мотивирующим фактором.
. Изменение системы мотивации непосредственно связано с изменяющимся характером труда в условиях перехода к постиндустриальному обществу. В этих условиях происходит мотивация через саму работу. Таким образом, задача управленческого персонала более не состоит в непосредственном мотивировании творческой деятельности сотрудников путем материального или нематериального стимулирования или применения директивных мер. Акцент смещается на создание таких условий труда, при которых труд неизбежно приобретал бы характер творчества. Эти условия диктуются самим временем. Для успешного функционирования на рынке предприятие должно постоянно осуществлять инновационную деятельность - внедрять в производство продукты творчества (инновационные проекты).
. Многочисленные исследования психологов подтверждают практические наблюдения в том плане, что внешняя мотивация творческой деятельности оказывается в большинстве случаев неэффективной. Только в случае, если мотивы сотрудника носят внутренний характер, с его стороны возможны проявления творческой активности. Важнейшей задачей управления в этой области является, во-первых, создание таких мотивов, которые были бы приняты человеком как собственные и, во-вторых, создание такой атмосферы на предприятии, в которой творческие способности каждого сотрудника приветствовались и имели бы реальные положительные последствия.