Система социально-психических факторов в управлении мотивацией
. Понимает ли руководитель, насколько необходимо иногда оказать подчиненному помощь, привлекает ли для реализации его идей влиятельных лиц и организации?
. Отдает ли себе руководитель отчет в том, в какой степени можно усилить увлеченность и энтузиазм на работе за счет привлечения новых людей (например, консультантов, представляющих свежую точку зрения)?
. Вполне ли осознает руководитель необходимость индивидуального подхода к подчиненным?
. Старается ли руководитель широко информировать ученых о специфике творческой работы? Ее светлой и теневой сторонах?
. Вырабатывает ли он в подчиненных достаточно реалистический подход к собственной работе и ее перспективам?
. Старается ли руководитель объединить подчиненных в коллектив?
. Связывает ли руководитель решение задач с вопросами честолюбия подчиненных?
. Способен ли руководитель, учитывая живую заинтересованность подчиненных работой, предоставить им достаточную свободу?
. Не оказывает ли руководитель слишком большого давления на подчиненных?
. Не контролирует ли руководитель подчиненных слишком строго?
. Достаточно ли ясны и понятны задачи, которые ставятся перед коллективом?
. Видят ли подчиненные в руководителе человека, достаточно снисходительного и допускающего инициативу снизу?
. Находит ли время руководитель для обсуждения с подчиненными их личных дел?
. Заботится ли руководитель о продвижении подчиненных по службе?
. Благожелательно ли относится руководитель к идеям, выдвигаемым подчиненными?
. Доводит ли руководитель получаемую им информацию до подчиненных?
. Является ли руководитель хорошим посредником между подчиненными и высшим руководством научно-исследовательской организации?
Приложение 2
Задание 1. Определение основных проблем организации в перспективе.
Порядок работы. Участникам занятия предлагается такое задание: «Подумайте и напишите, с какими пятью основными проблемами столкнется ваша организация в ближайшие десять лет». Ответы записываются на карточках.
Карточка для ответов
№п/п |
Проблема |
1 | |
. | |
5 |
После заполнения карточек работа продолжается в малых группах по 4-5 человек, которым дается следующее задание:
«Соотнесите все названные проблемы с семью основными областями осуществления инноваций в организациях:
улучшение продукта/услуги,
улучшение обслуживания клиента,
диверсификация продукта/услуги,
новые продукты/услуги,
более креативная реклама,
увеличение эффективности и качества/уменьшение расходов,
увеличение персональной эффективности и креативности в работе.
Установите, в какой из этих сфер ожидается наибольшее количество проблем, с которыми может столкнуться организация в ближайшие десять лет. Попробуйте найти несколько вариантов того, как организация может справиться с ожидаемыми проблемами».
Задание 2. Определение креативного потенциала.
Оснащение. Опросник для определения креативного потенциала.
Порядок работы. Участникам выдается опросник с инструкцией. После его заполнения предлагается самостоятельно обработать данные тестирования следующим образом.
. Напишите в каждой строке балл, соответствующий вашему ответу. Пользуйтесь при этом следующим «ключом».
Ответы на все нечетные вопросы (1,3, 5 и т.д.) оцениваются так:
Всегда - 1 Часто - 2 Иногда - 3 Редко - 4 Никогда - 5
Ответы на все четные вопросы оцениваются так: