Система социально-психических факторов в управлении мотивацией
Таким образом, важнейшим стимулом эффективности труда для медицинских сестер МЛПУ «Специализированный дом ребенка» является качество жизни как трудовой, так и бытовой. Оно определяется эффективной системой оплаты труда, отношением руководства организации к персоналу, возможностью служебной карьеры, объективной аттестацией на квалификационную категорию, обеспечением социальных гарантий и дополнительных благ.
Нами были разобраны основные классические формы материального стимулирования, применяемые в здравоохранении. На самом деле, в настоящее время грань между ними стирается и все чаще и чаще руководители МЛПУ пытаются уйти от гарантированных выплат по ETC и платить за конкретные результаты труда.
Отражением этого процесса является, к примеру, пункт 7.6. Положения об оплате труда работников здравоохранения, где введено понятие сверхнормативного дохода, а главному врачу дано право распределять его в зависимости от местных условий.
Следовательно необходимо коренным образом менять отношение к сестринскому делу для повышения значимости профессии медицинской сестры, а в свете реформы здравоохранения в целом подготовить потенциал высококвалифицированных кадров, способных обеспечить качественную и доступную медико-социальную помощь населению.
Приложение 1
Для исследования психологического климата в коллективе и условий труда можно предложить его членам вопросы:
а) относящиеся к работникам;
б) относящиеся к непосредственному руководителю.
ВОПРОСЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К РАБОТНИКАМ
. Есть ли в коллективе все те условия, которые необходимы для эффективного течения творческого процесса (стимулирование, информация, оценка, координирование и т.д.)?
. Господствует ли гармония в межличностных отношениях?
. Доверяют ли друг другу руководители и подчиненные?
. Наблюдается ли взаимная лояльность?
. Как происходит обмен идеями с аналогичными коллективами?
- В какой степени каждый член коллектива склонен подтянуться до общего уровня?
. Господствует ли в коллективе атмосфера взаимного одобрения?
. Принимают ли разногласия (если они есть) характер делового стремления к позитивному решению или же создают почву для внутренних конфликтов?
. Обеспечены ли пути конструктивной реализации личных честолюбивых устремлений?
. Склонен ли коллектив помочь каждому из своих членов в развитии его возможностей?
. Одобряет ли каждый член коллектива требования, предъявляемые коллективом, и в какой степени?
. Достаточно ли сильна убежденность коллектива в своих творческих возможностях?
. В достаточной ли мере помогают друг другу члены коллектива?
. Склонен ли коллектив к одобрению и поддержке творческих идей?
. Как члены коллектива относятся к подчинению в случае необходимости собственных интересов интересам коллектива?
. Склонны ли отдельные члены коллектива без утайки делиться со своими коллегами ценной информацией?
. Стремятся ли члены коллектива к поиску новой информации?
. Существуют ли между коллегами в коллективе и его руководителем достаточно искренние и непосредственные отношения, позволяющие последнему свободно ориентироваться в проблемах и нуждах коллектива?
. Старательно ли ваши коллеги анализируют новые концепции, прежде чем окончательно их одобрить?
ВОПРОСЫ. ОТНОСЯЩИЕСЯ К НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
. В состоянии ли руководитель помочь подчиненному в формулировке проблемы?
. Достаточно ли хорошо ориентируется руководитель в эмоциональных аспектах творческого процесса (учитывает ли периоды сомнений и депрессии, понимает ли необходимость поисков и блужданий)?
. Ценит ли руководитель наличие у подчиненных собственных взглядов, не обязательно совпадающих со взглядами руководителя?
. Понимает ли руководитель всю важность сильной личной увлеченности реализуемой им творческой задачи?