Теории управления
1.
Развитие концептуальных основ управления в Европе.
2.
Теория и практика американского менеджмента.
3.
Теория и практика японского менеджмента.
4.
Теория и практика отечественного менеджмента.
5.
Психологические теории управления.
1.
Первые принципы управленческой деятельности и функции управления были отмечены еще в Древнем Египте и античном мире. В практике управлением деятельностью использовали планирование, организацию, контроль. Мысль об управлении государством излагал Сократ.
Толчком об оформлении современной теории менеджмента послужили три факта: истощение интенсивного пути развития; обострение конкурентной борьбы; активизация поисков повышения эффективности функционирования предприятий за счет внутренних ресурсов.
В Европе концептуальные основы научного управления были заложены М. Вебером. В книге «История хозяйства» и «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер отмечал, что в основу построения капиталистического предприятия заложена идея рационализации трудовых действий. Процесс рационализации требовал вытеснения устаревших типов управленческих действий, которые Вебер назвал иррациональными, аффективными действиями.
Деятельность иррационального капиталиста сводится к получению выгоды за счет перепродажи товара. От такой перепродажи общественное богатство не растет.
Рациональный капиталист превращает деньги из цели в средства, создает новые промышленные предприятия, новые места для граждан, способствует изобретению новых технологий. Вебер связывает появление этого капиталиста с реформацией церкви, с изменением отношения к труду как к благородному делу.
Вебер заложил основы бюрократической теории - система эффективного управления. Он утверждал, что это неизбежный и наиболее эффективный тип организации управления предприятием.
Характерные черты бюрократического управления:
- высокая степень специализации служащих, обусловленная четким распределением обязанностей, разделением труда;
- иерархическая структура власти, имеющая форму пирамиды;
- система правил и инструкций, обеспечивающих координацию действий служащих;
- отбор, назначение и расстановка кадров, основанная на квалификациях и достижениях работников;
- безличная ориентация в отношениях.
Негативные последствия бюрократической организации управления предприятием:
- угроза индивидуальной свободе работника;
- выработка не гибкого, ритуализированного поведения;
- рост в геометрической прогрессии числа бюрократов;
- увеличение уровня некомпетентности бюрократов.
Идеи Вебера о рационализации трудовых действий и бюрократизации предприятий послужили теоретической основой для разработки принципов управления и создания школы «научного менеджмента».
Основополагающими для школы административного управления были идей французского инженера А. Файоля, который считается автором первой полной теории менеджмента. Управление он определял как процесс, связанный с 4 функциями (планирование, мотивация, организация, контроль) и 14 принципами:
) дисциплина;
) вознаграждение;
) справедливость;
) корпоративный дух;
) подчинение личных интересов общим;
) разделение труда, т.е. специализация деятельности;
) полномочия и ответственность;
) единоначалие - работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
) единство направления деятельности;
) централизация управления;
) скалярная цепь - необходимость суббардинации руководителей;
) порядок;