Теории управления
) стабильность кадров;
) инициатива.
2.
Теория и практика американского менеджмента.
Основателем теории и практики американского менеджмента является американский инженер Ф. Тейлор - создатель «школы научного менеджмента».
Подходы Тейлора по интенсификации труда.
. Существует четкая взаимосвязь между производительностью труда и организационной структурой управления. Тейлор предложил функциональный тип управления, при котором подчинение осуществлялось несколькими руководителями одновременно, но при этом каждый руководитель ведал какими-то специфическими функциями.
. При рассмотрении трудовой мотивации предпочтение отдавалось организационно-техническим и социально-экономическим аспектам управления: стандартизации интересов с учетом конкретных видов работы; строгой регламентации рабочего времени; введение поточных линий и конвейера.
. Рекомендации по деловому общению:
- предоставлять каждому работнику возможность высказывать свое мнение и обсуждать его с руководителем;
- общение руководителя с подчиненными должно выливаться в обсуждение наиболее острых проблем;
- стиль контроля над подчиненными должен допускать минимум вмешательства в его деятельность;
- руководитель должен ориентироваться на выяснение того, что знает подчиненный, всегда учитывать сильные стороны, а не слабости человека.
Тейлор ввел следующие принципы организации управления:
. принцип дифференцированной ориентации;
. принцип специализации, т.е. человек должен выполнять одну определенную функцию;
. принцип материальной заинтересованности: сдельная оплата труда.
Он поставил проблему отбора и обучения профессии человека в соответствии с его качествами, способностями, ввел понятие «человеческий фактор».
Также представителями этой теории являются супруги Гилбреты, которые продолжили концепцию правильного выбора профессии, рационализацию труда за счет организации НОТ и идеи удовлетворенности рабочих свои трудом.
Г. Эмерсон разработал систему повышения производительности, систему организации труда, укрепления дисциплины, а также разработал 12 принципов организации труда.
Таким образом, были заложены научные основы организации труда на основе его интенсификации. Акцент делался на повышение индивидуальной производительности труда, на усиление надзорной и распорядительной функции организации. Рекомендации носили жестко-нормативный характер.
На основе тех идей, которые были заложены в школе «научного менеджмента» практические менеджеры считали, что условием квалифицированного руководства является соблюдение 3 правил:
) анализ процесса производства, запросов рынка, стояния рабочих;
) четкое разделение обязанностей среди подчиненных;
) проверка, контроль исполнения.
Школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, Ф. Ротлисберг, Д. Мак-Грегори, К. Аджирс, Р. Ликрт, П. Друкер, Ф.Херцберг).
Э. Мэйо основное внимание уделял социально-психологическим факторам повышения производительности на производстве: демократизация управления; гуманизация управления («Устраните страх, и люди будут лучше работать»).
Демократизация и гуманизация рассматривалась в качестве главных социально-психологических механизмов конструктивного преодоления, классовых противоречий и предупреждения деструктивных конфликтов в управленческом звене «руководитель - подчиненный».
Мак-Грегор и Ф. Херцберг предложили модели управления, которые были, обозначены как теория «Х» и теория «У».
Основные положения теории «Х»:
- человек по своей природе ленив, он не любит работать;
- вследствие этого большую часть людей необходимо принуждать к труду, контролировать, использовать в качестве основных рычагов управления метод «кнута и пряника»;