Теории управления
- средний индивид предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности и более всего предпочитает собственную безопасность.
Принципы управления теории «Х»:
1) жестка авторитарная система управления;
) четкая властная иерархическая структура;
) минимальное участие рабочих в процессе принятия решений.
В России теория «Х» нашла свое воплощение в авторитарно-бюрократической системе руководства.
Основные положения теории «У»:
- контроль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения людей к труду. Человек сам стремиться к работе, в которой он заинтересован;
- усилия, прилагаемые индивидом в трудовом процессе, пропорциональны ожидаемому вознаграждению;
- средний индивид при соответствующей подготовке не только принимает на себя ответственность, но и стремиться к ней.
Принципы управления теории «У»:
1) свободное, более общее управление организацией;
2) децентрализация официальных полномочий;
3) меньший акцент на принуждение и контроль, больший - на индивидуальную активность и самоконтроль.
4) демократический стиль руководства;
5) более активное участие рабочих в принятии решений.
Ф. Херцберг пришел к выводу, что мотивационной силой обладает сам процесс труда, его привлекательность, создание социально-психологических условий для удовлетворения таких потребностей как потребность в самоуважении, реализации творческих потенциалов.
Использование теории «У» в практике не дает быстрых результатов, но такой тип руководства более выгоден как в социально-психологическом, так и в экономическом плане.
3.
Теория и практика японского менеджмента.
В теории и практике японского менеджмента нашли отражение японская культура и школа «человеческих отношений».
Основные принципы японского менеджмента:
- принцип наставничества;
- отношение к своей фирме как к своей семье - принцип «учи»;
- принцип взаимного обязательства фирмы и рабочих;
- группа важней отдельной личности;
- отношения между сотрудниками строится на принципах партнерства и сотрудничества, конфликты порицаются и не допускаются;
- лояльность, которая распространяется только в своей группе; с другими группами принцип конкуренции.
Профессиональная подготовка японских менеджеров состоит из двух этапов:
) специальное образование в вузе;
) обучение непосредственно в фирме по традиции «минорай» - наставничество.
Основные умения, которыми должен владеть менеджер:
- строить отношения сотрудничества, партнерства, согласия среди своих подчиненных;
- умение организовать коллективное принятие решений;
- умение быть лидером группы.
4.
Теория и практика отечественного менеджмента.
Процесс становления и развития отечественной психологии управления происходил в сложных исторических условиях. В 1920-е годы формируются первые школы управления.
В 1922 г., создается ЦИТ (Центральный институт труда) под руководством А.К. Гастева, разработавшего концепцию трудовых установок, которая включала в себя 3 направления:
- теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места;
- методику рационального производственного обучения;
- теорию управленческих процессов.
«Технобиосоциальная» концепция Гастева имеет много общего с учением Тейлора, но отличается большим внимание к социально-психологическим, психологическим факторам.
Исключительный интерес представляют праксеологические идеи Гастева (книга «Как надо работать») и опыт разработки тренингов, направленных на формирование физических и психических способностей: наблюдательность, воли, двигательной культуры, изобразительности. Все это позволяет максимально активизировать человеческий фактор, и вместе с тем сберечь силы и здоровье работников, экономно расходуя их энергию.