Измерение и оценка адаптивности
Относительная доля рынка СХП рассчитывается на основании данных о продажах СХП и его ведущего конкурента по следующей формуле:
Относительная доля рынка СХП = Объем продаж СХП / Объем продаж ведущего конкурента.
Каждое СХП в матрице БКГ представляется в виде окружности, диаметр которой пропорционален ёмкости рынка, а затенённый сектор внутри окружности отражает долю рынка данного СХП.
Доля рынка СХП рассчитывается по следующей формуле:
Доля рынка СХП = Объем продаж СХП/ Емкость рынка * 100%.
Более сложным вариантом портфельной модели является многофакторная матрица Мак-Кинси. [13, с. 167]
Характеристиками матрицы являются привлекательность рынка и позиция в конкуренции, оцениваемые на базе большого числа показателей.
Всё множество показателей, характеризующих привлекательность рынка, разделено на четыре группы: размер и темп роста рынка; качество рынка; конкурентная ситуация; влияние внешней среды. На основании которых нужно рассчитать суммарную взвешенную оценку привлекательности рынка. Полученная оценка определяет положение СХП в матрице по вертикали.
Все показатели, характеризующие позицию СХП в конкурентной борьбе, также объединены в четыре группы: относительная позиция на рынке; относительный потенциал производства; относительный потенциал НИОКР; относительный потенциал персонала. Полученные экспертным путём веса и балльные оценки вышеуказанных групп показателей для каждого СХП сводятся в таблицу.
Каждое СХП в матрице Мак-Кинси представляется в виде окружности, диаметр которой пропорционален ёмкости рынка, а затенённый сектор внутри окружности отражает долю рынка данного СХП. Матрица Мак-Кинси дополняет матрицу БКГ, позволяя оценить положение каждого СХП в портфеле организации с точки зрения привлекательности рынка и занимаемой на нём позиции и предлагая возможные стратегические решения в сфере инвестиций.
Все СХП в соответствии с их положением в матрице Мак-Кинси можно объединить в три группы по принципу приоритетности инвестиций: СХП, имеющие высокий, средний и низкий приоритет инвестиций. Выбор осуществляется из широкого спектра возможных стратегий: рост/ инвестирование, сохранение и защита достигнутых позиций/ реинвестирование, сокращение и ликвидация/ дезинвестирование.
Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. [40, с. 29] Оно основано на комплексном исследовании различных функциональных зон организации и в зависимости от поставленной задачи может быть методически простым или более сложным.
Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить пять функциональных зон - маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, персонал, а также организационную культуру и имидж организации.
При анализе функций маркетинга выделяются семь важнейших элементов исследования: доля рынка и конкурентоспособность; разнообразие и качество ассортимента; рыночная демография; рыночные исследования и разработки; предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов; сбыт, реклама, продвижение товара; прибыль.
Финансы (бухгалтерский учёт). Финансовое состояние организации во многом определяет, какую стратегию выберет руководство на будущее. Детальный анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости организации. Как правило, анализ финансового состояния проводится методами финансовой ревизии. Это довольно трудоёмкая работа, требующая много времени и отвлечения большого числа сотрудников фирмы.