Измерение и оценка адаптивности
Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами. Если правильно провести сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами, то можно решить ряд важных вопросов. Например, такие:
) Как можно использовать появившиеся возможности, исходя из сильных сторон предприятия?
) Какие слабые стороны могут помешать в реализации стратегии?
) Какими сильными сторонами можно нейтрализовать имеющиеся угрозы?
) Какие угрозы, с учетом слабых сторон, наиболее опасны для предприятия?
Для сопоставления возможностей предприятия с требованиями рынка используется матрица SWOT. Слева выделяются разделы для слабых и сильных сторон предприятия, в верхней части выделяются разделы для возможностей и угроз предприятия. На пересечении этих разделов образуется четыре поля:
) Поле "СИВ" - сила и возможности.
) Поле "СИУ" - сила и угроза.
) Поле "СЛВ" - слабость и возможности.
) Поле "СЛУ" - слабость и угрозы (таблица 4).
Таб 4. Матрица SWOT-сопоставление возможностей с требованиями
Возможности 1. 2. |
Угрозы 1. 2. | |
Сильные стороны 1. 2. |
Поле "СИВ" |
Поле "СИУ" |
Слабые стороны 1. 2. |
Поле "СЛВ" |
Поле "СЛУ" |
На каждом из полей необходимо изучить все возможные парные комбинации и выделить те, которые обязательно нужно учесть в будущей стратегии предприятия. Если брать во внимание пары, выбранные с поля "СИВ", следует в дальнейшей стратегии предприятия учитывать сильные стороны, для того чтобы полностью реализовать возможности, появившиеся во внешней среде. Пары, выбранные с поля "СЛВ" - стратегия должна быть выстроена так, чтобы за счёт возможностей суметь справиться с имеющимися в организации слабостями. Если пара находится на поле "СИУ", то в интересах предприятия использовать силу для устранения угроз.
Для пар, находящихся на поле "СЛУ", компания должна разработать такую стратегию, которая дала бы возможность преодолеть слабости и предотвратить появившуюся угрозу.
Для успешного применения SWOT - методологии нужно уметь не только выявлять угрозы и возможности, но и уметь оценивать их важность для предприятия.
Важно учесть в дальнейшей стратегии их возможное воздействие на поведение организации.
Профиль среды формируется следующим образом. [31, с. 27]
Таблица 5. Профиль среды.
Факторы среды |
Важность для отрасли |
Влияние на организацию |
Направленность влияния |
Степень важности |
А |
В |
С |
D=A*B*C |