Измерение и оценка адаптивности
После того, как таблица сильных и слабых сторон составлена, из всех имеющихся параметров нужно выбрать наиболее значимые и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT - анализа.
Для стратегического развития наиболее важными являются сильные стороны, так как на них строится стратегия предприятия, ориентированная на получение конкурентных преимуществ, однако, если стратегия сможет регулировать и влияние слабых сторон, то будет очень хорошо.
Шаг 2. Определение возможностей и угроз.
Вторым, важным шагом SWOT-анализа является оценка рынка. Этот этап дает возможность увидеть ситуацию вне предприятия и понять, какие у компании есть возможности и какие угрозы.
Определяют возможности и угрозы по тому же принципу, что и сильные - слабые стороны предприятия.
) Определяются параметры, для оценки рыночной ситуации.
) Каждый параметр анализируется на наличие возможностей и угроз.
) Выбираются важнейшие и вносятся в матрицу SWOT-анализа.
Основными параметрами при оценке возможностей и угроз могут быть:
) факторы спроса - включает в себя ёмкость рынка, темпы его развития, спрос на товары предприятия;
) факторы конкуренции - в этом параметре необходимо установить количество основных конкурентов, наличие товаров-заменителей, высоту входных - выходных барьеров и т.д.;
) факторы сбыта - необходимо установить количество посредников, условия поставок необходимых материалов;
) экономические факторы - здесь принимается во внимание курс рубля, уровень доходов потребителей, налоги и сборы;
) правовые и политические факторы - учитывается уровень стабильности в стране, юридическая грамотность населения;
) научно-технические факторы - следует учитывать уровень развития науки, государственной поддержки инноваций и т.д.;
) социально демографические факторы - рассматривается численность населения, уровень занятости населения в регионе, где функционирует предприятие;
) социально - культурные факторы - учитываются традиции, система ценностей общества, потребительская культура;
) природные, экологические факторы - рассматривается климатическая зона, в которой функционирует предприятие;
) международные факторы - стабильность в мире.
После чего заполняется таблица определения рыночных возможностей и угроз. В первом столбике отражаются параметры оценки, во втором и третьем - возможности и угрозы, связанные с данным параметром. Из таблицы мы выбираем наиболее важные для предприятия возможности и угрозы. Оценивается важность параметров исходя из определения вероятности того, что это случится и как сильно произошедшие изменения могут повлиять на деятельность предприятия. Приведём пример составления данной таблицы.
Таблица 3. Определение рыночных возможностей и угроз
Параметры оценки |
Возможности |
Угрозы |
1. Конкуренция |
Повысились барьеры входа на рынок |
На рынке появится крупный конкурент |
2. Сбыт |
Открылась новая сеть, формирующая поставщиков |
Крупный покупатель выбирает поставщиков по конкурсу |
3. И т.д. |