Прогнозирование инновационного развития фирмы на рынке услуг (на примере арт-кафе)
В условиях долго длящегося кризиса, разработка планов развития и функционирования бизнеса становится затруднительной, даже, для опытных профессионалов. Разделившиеся мнение экспертов, по поводу видения экономического развития мира, столь разнообразно, что менеджеры высшего звена порой приходят в замешательство при выборе ориентиров и стратегий. Наиважнейшим при выборе стратегии является определение тенденций, которые наиболее сильно влияют на глобальные процессы и, таким образом, задают их вектор. Сегодня можно спрогнозировать следующие доминирующие тенденции посткризисной бизнес-среды.
Истощение природных ресурсов, к которому постепенно привели рост мирового населения, неразумное удовлетворения человеческих потребностей, индустриализация и глобальное изменение климата. В результате халатного отношения к природе возникла реальная угроза экологической катастрофы, что повлияло на выбор всё большего числа компании в пользу ресурсосберегающих технологий, экологически дружественных продуктов и участию в природоохранных программах.
Падение уровня доверия общества к бизнесу и рост скептицизма, как следствие влияния экономических и политических кризисов. Это привело к изменению самого понятия доверия. Изменились подходы общества к анализу деятельности компаний. Теперь от компаний ожидают не только шагов направленных на собственное обогащение, но и деятельности на благо обществу. Бизнес должен информировать общественность о собственной деятельности и прозрачности способов заработка, с помощью различных информационных ресурсов. Таким образом, трансформация доверия указывает на то, что готовность общественности доверять бизнесу, возможна, только в случае информационного контроля над ним. Что влечёт за собой увеличение расходов компаний на информирование широкой общественности и перестройку модели функционирования на социально дружественную.
Рост роли государства в бизнес-среде является одним из самых ярких особенностей этого кризиса. Политические деятели взялись за поддержку деятельности компаний и заявили про нормативно-правовые реформы. Таким тенденциям также способствует общественное мнение, которое утверждает, что власть должна регулировать деятельность бизнеса, чтобы тот действовал ответственно. В связи с этим менеджерам следует пересмотреть свои стратегии по двум направлениями: прежде всего - они должны готовиться к конкуренции в рамках нового режима регуляции. И во-вторых, должны признать увеличение роли государственного сектора.
Неясное положение стабильности цен, что подкрепляется постоянными колебаниями на мировом рынке. Попытки принятия государством антикризисных мер спровоцировали рост вероятности инфляции, но эти предпосылки, пока, нельзя трактовать как тенденцию. В таких сложных для прогнозирования условиях целесообразно сконцентрировать усилия на переосмысление собственной стратегии. Это позволит пересмотреть контракты с поставщиками, ценовую политику, стратегию хеджирования компании и собственную философию бизнеса. Все это позволит идентифицировать возможные угрозы для последующего развития бизнеса.
Интеграция инструментов в новую среду возникла как необходимость вследствие выявленной неэффективности использования некоторых математических моделей и шаблонов в новых условиях. Инструменты должны объединять более реалистичные виденья человеческого поведения - они требуют обратной связи после каждого сделанного шага.
Управленцам следует искать новые методы, которые бы позволили эффективно учитывать безумную динамику изменений в экономической среде.
Перераспределение структуры потребителей на мировой карте вследствие количественного размещения населения и изменения возрастной структуры. Поскольку население Китая и Индии вместе составляет больше одного миллиарда людей, а их доходы ниже среднего класса, то в случае если Азия будет продолжать стремительно развиваться, то уже до 2020 года Китай очутится на третьем месте среди мировых потребителей (после США и ЕС), а Индия - на пятом (после Японии). Тогда трое из пяти наибольших потребителей будут принадлежать Азиатскому региону. Также, по прогнозу социологов через пять лет основным сегментом потребителей станут люди в возрасте более 50 лет.
Увеличение роли стран Азии на мировых рынках и стремление занять лидирующие позиции. За счет внедрения в производство современных технологий и эффективных цепей производства производительность труда в странах Азии растет, не смотря на кризис. Также Азиатские компании сфокусировались на инновациях.
Вследствие этих тенденций западные производители начинают опасаться конкуренции товаров азиатских производителей. Примером являются такие компании как Haier, Chery и Tata, которые постепенно завоёвывают рынки за счет предоставления продуктов хорошего качества по низким ценам.
Такую же позицию страны Азии занимают и на рынке услуг. Постоянный рост числа банков и расширяющийся спектр предоставляемых банковских услуг, который произошел за последние годы, связанный с потребностями мировой экономики, получил большее развитие в странах Азии, которые стали одним из ведущих регионов мира в этой сфере. Это связанно с функционированием оффшорных зон, предоставлением значительных налоговых и финансовых льгот, в частности в оффшорных зонах не взимаются налоги с процентов по вкладам, выплачиваемых нерезидентам. Примером выступает Гонконг, который считается третьим в мире финансовым центром после Нью-Йорка и Лондона. В сфере информации, которая на сегодняшний день является таким же важным фактором производства, как земля, труд и капитал, страны Азии также демонстрируют существенный рост и способность развиваться. Примером является Китай, который при условии сохранения существующих темпов роста пользователей Internet в течение ближайших 10 лет, займет ведущие позиции в мире. Азия представлена в перечне стран-лидеров, предоставляющих услуги в сфере телефонной связи. В настоящее время в Азии быстрее всего развиваются компьютерные услуги, формирующие базовые черты новой экономики и, в конечном счете, определяющие конкурентоспособность стран на мировом рынке.
Перераспределение игроков на рынке вследствии изменений на отраслевом рынке и переоценки ценностей, а также переориентации приоритетов и стратегий развития, которые катализировал кризис. В то время как мелкие компании испытали крах и вышли из игры, большие - усилили свои позиции на рынке, что повлияло на расслоение разных социальных слоёв.
Стремление к инновациям как к способу выхода из кризиса и завоевания лидирующих позиций на рынке. Например, возрождение компании Apple на рынке состоялось благодаря эффективной работе отдела R & D в 2001-2003 годах во время резкого снижения объема продаж и прибылей. Ставка на инновации быстро сыграла, сделав iPod самой популярной новинкой, которая родилась в трудные времена. Стратегию роста и развития с помощью реконструкции в области предоставления услуг можно увидеть на примере компаний IBM и Amazon. IBM нашла способ отойти от ценностного предложения, основанного на товарах, крепко связав свои товары с широким диапазоном услуг. Фактически, услуги стали основной частью ее бизнеса. В 2003 году 48% доходов IBM были получены от предоставления услуг, составляя 41% прибыли. Приобретение IBM компании Pricewaterhouse Coopers (теперь IBM Global Services) и увеличение ведущих приложений в рамках инициативы OnDemand, являются стратегическими действиями с целью усовершенствования аспекта услуг товарного предложения IBM. Amazon изменила свое предложение услуг, став онлайн-магазином или розничной платформой, продающей на своем сайте товары других розничных продавцов, такие как одежда от Gap, Nordstrom и Eddie Bauer, а также спортивные товары, представленные более 3000 брендов. Исследования показывают, что компании, которые постоянно инвестируют в развитие инноваций во время спада, начинают опережать своих конкурентов. Поэтому, не смотря на ограниченные бюджеты компаний, для управленцев стратегически важно направить максимально возможную часть финансов именно на поиск инноваций.
Рецессия привнесла масштабные изменения во все сферы бизнеса, в результате произошёл не просто поворот в экономическом цикле, а существенная реструктуризация экономической сферы. В результате влияния стабильных тенденций с одной стороны и несформировавшихся тенденций с другой стороны, определяющими факторами для развития бизнеса становятся инновационность и профессиональность.
Кроме неопределённости вектора некоторых глобальных процессов, необходимо учитывать динамику изменений микроэкономической среды, в которой работает предприятие или его филиалы. Находясь в условиях постоянных изменений, чтобы выжить и сохранить конкурентоспособность, предприятию необходимо проявлять гибкость и скорость принятия решений, в противном случае резко возрастает риск понести убытки. Компании имеют шанс на успех только тогда, когда игнорируют бездеятельность. Наряду с этим, для того чтобы добиться желаемого успеха, важно не распыляться на несущественные бизнес-проекты, с целью сконцентрировать ресурсы на важных процессах. Важнейшую роль при выборе приоритетов для ресурсовложений играет успешное прогнозирование инновационного развития фирмы на рынке.
ИННОВАЦИЯ КАК БИЗНЕС СТРАТЕГИЯ
Практика внедрения инноваций в настоящее время осуществляется в условиях ускоряющихся темпов, растущей стоимости гибких критериев успеха и расширяющихся взаимосвязей. Так как инновации затрагивают множество различных процессов и явлений, то и однозначного определения у этого понятия нет. Одно из определений термина инновация звучит как новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.
- Роль и место инноваций в структуре работы предприятия
- Инновационные тенденции в современных условиях
- Инновации, создающие новые рынки
- Характеристика арт-кафе
- Особенности рынка культурной отрасли
- Необходимость внедрения новшеств, обусловленная НТП
- Разработка комплекса мероприятий по введению инноваций в функционирование арт-кафе
- Расчёт спроса на внедряемые услуги и их эффективность для потребителей